Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

Доклад по теме

«Результаты правоприменительной практики Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора за 1 квартал 2018 года»

Апрель 2018 год

Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации на автомобильном транспорте и дорожного хозяйства на территории Новосибирской и Омской областях.

В сфере полномочий контрольно-надзорной деятельности Западно-Сибирского управления госавтодорнадзора находится более 8 тысяч хозяйствующих субъектов.

Наибольшее внимание уделяется лицензионному контролю. На основании лицензии осуществляют деятельность около 800 субъектов с общим количеством транспортных средств различной вместимости более 6,5 тысяч единиц

(В числе лицензиатов – 33% юридические лица и 67% индивидуальные предприниматели, подавляющее большинство из которых имеют статус субъектов малого предпринимательства.).

В 2017 году Ространснадзором была принята ведомственная программа «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта», цель которой - современная сервисная, партнерская модель взаимодействия инспектора и предпринимателя, профилактика, предупреждение кризисных ситуаций, наиболее значимых или часто встречающихся нарушений,

а значит - воздействие на снижение уровня ущерба от контролируемых рисков.

Эти риски в сфере деятельности автомобильного транспорта действительно велики и связаны с жизнью и здоровьем людей.

Анализ причин аварийности на автомобильном транспорте свидетельствует о наличии в большинстве случаев (90%) человеческого фактора, как со стороны водителей (нарушение Правил дорожного движения, режима труда и отдыха, низкий уровень дисциплины, слабая профессиональная подготовка), так и со стороны должностных лиц перевозчиков (снижение общей дисциплины, нарушение основных требований законодательства, установленных норм и правил в сфере транспорта и безопасности дорожного движения).

Основные предпосылки, способствующие совершению правонарушений в указанных ДТП, находятся в экономической сфере, когда принцип приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности не соблюдается.

С участием пролицензированных автобусов на территории Новосибирской и Омской областей за 3 месяца текущего года произошло 37 ДТП. По вине водителей лицензиатов совершено 12, в которых погибло 3 человека, ранено 19.

На фоне общей ситуации с безопасностью дорожного движения, на пролицензированном транспорте наблюдается положительная динамика состояния аварийности и безусловное влияние на эту тенденцию оказало совершенствование законодательства и его правоприменения, внедрение новых форм контроля, в т.ч и профилактики нарушений законодательства.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с контрольно - надзорными органами (ГИБДД, инспекцией по труду, налоговой инспекцией, со службой судебных приставов) на основании соглашений, а также с региональными органами государственной власти уровня и органами местного самоуправления.

Основные направления взаимодействия - это информационный обмен и совместные профилактические мероприятия, в число которых входят и плановые рейдовые осмотры транспортных средств на линии.

Такие рейды на регулярной основе проводятся сотрудниками Управления как самостоятельно, так и в составе межведомственной комиссии. При этом решается целый ряд задач:

- предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий;

- выявление нелегальных перевозчиков;

- оздоровление конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок;

- повышение качества предоставляемых перевозчиками услуг населению.

В ходе рейдовых мероприятий проверено 1153 транспортных средства, у половины из которых выявлены нарушения в сфере безопасности перевозок и несущих угрозу жизни и здоровью людей.

Освобождение от административной ответственности таких перевозчиков и применение к ним таких мер, как например, предостережение, является недопустимым, в результате вынесено 645 постановлений о привлечении к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов составила 1,7 миллиона рублей.

К основным нарушениям, выявляем при проведении рейдовых мероприятий в части содержания транспортных средств в технически исправном состоянии относятся:

- заблокированные аварийные выходы, отсутствие средств для приведения в действие аварийных выходов;

- трещины ветровых стекол со стороны водителей;

- неисправные огнетушители либо их отсутствие.

Кроме нарушений в сфере безопасности дорожного движения, наиболее массовыми являются нарушения «экипировки» транспортных средств, предусмотренной Правилами перевозки пассажиров:

- отсутствие или несоответствие информации о перевозчике в салоне и снаружи автобуса;

- нарушения в установке указателей маршрутов, в т.ч установка переднего указателя в нижней части лобового стекла, что затрудняет обзор водителю, отсутствие задних указателей;

- отсутствие актуальной информации о заключённом договоре страхования пассажиров.

- курение в салоне автобуса

и нарушения связанные с реализацией 220-ФЗ

- нарушение требований порядка посадки и высадки пассажиров.

- отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.

- несоответствие технических характеристик автобуса сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (например использование автобусов особо малого класса);

В рамках профилактики нарушений и повышения безопасности на пассажирском транспорте Западно-Сибирское управление проводит на своей базе и участвует в выездных совещаниях на предприятиях с участием водителей и должностных лиц. Рассматриваются вопросы состояния водительской дисциплины на дороге, анализ результатов работы водителей на линии и принимаемые к нарушителям меры со стороны руководителей предприятий, доводятся требования нормативных правовых актов.

Несмотря на развитие форм и методов профилактической работы основным направлением деятельности управления являются контрольно-надзорные мероприятия.

Контрольные мероприятия при осуществлении государственного лицензионного контроля и федерального государственного транспортного надзора по соблюдению обязательных требований реализуются Управлением путем организации и проведения плановых, внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также транспортного и весового контроля.

Напомню, что с 01 марта вступило в силу Постановление Правительства РФ N173, которым утвержден порядок отнесения деятельности субъектов федерального государственного транспортного надзора к определенной категории риска и основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Группа тяжести зависит от осуществляемого вида деятельности (перевозка опасных грузов, международные перевозки и т.п)

Группа вероятности определяется в зависимости от ранее выявленных нарушений в деятельности конкретного субъекта и зависит от наличия ДТП, административных правонарушений нарушений и т.п.

При формировании плана проверок на 2019 год нам предстоит большая работа по определению категорий риска в отношении каждого субъекта транспортной деятельности.

В связи с переходом на новую систему контрольно-надзорной деятельности на основе риск-ориентированного подхода резко снижается количество плановых и внеплановых проверок, что безусловно снизит административную нагрузку на добросовестных профессиональных перевозчиков.

Ожидается, что и в сфере лицензионного контроля в ближайшее время будет принят соответствующий нормативный акт.

За 1 квартал 2018 года инспекторами Западно-Сибирского управления госавтодорнадзора в отношении субъектов транспортного комплекса проведено 279 проверок, в т.ч 101 плановая проверка. В ходе проводимых проверок выявлено 418 нарушений у 100 субъектов транспортного комплекса, т.е. в среднем 4 нарушения.

Основные нарушения, выявляемые при проведении проверок:

- не соблюдаются требования профессионального отбора водителей (не оформляются результаты собеседований, не выясняется уровень квалификации).

Так, при проведении плановой проверки одного из предприятий Новосибирской области, осуществляющего перевозки опасных грузов было установлено, что из пятнадцати водителей, задействованных на перевозках опасных грузов, четверо имели поддельные ДОПОГ-свидетельства, при этом никаких действий, направленных на установление их подлинности руководством предприятий не предпринималось. В результате за допущенные нарушения правил перевозки опасных грузов юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 в размере 400 тысяч рублей, а также оштрафован и директор предприятия.

Хочу отметить, что любой субъект транспортной деятельности может проверить наличие ДОПОГ-свидетельства, самостоятельно проанализировав результаты сдачи экзаменов, протоколы которых в открытом доступе размещены на сайте Росавтотранса, а также сделать запрос в любое территориальное управление госавтодорнадзора с просьбой подтвердить подлинность представленного водителем ДОПОГ-свидетельства.

- не организовано проведения предварительных и периодических медицинских осмотров водителей.

- нарушения организации и проведения стажировки и инструктажей.

- не обеспечено наличие специалистов ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, механиков, соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям на право занятия должности.

- ключевое нарушение в сфере надежности водителей - не соблюдается установленный режима труда и отдыха. Хотелось бы остановиться на этом подробнее.

К наиболее типичным нарушениям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, допускаемых субъектами транспортной деятельности относятся отсутствие (или принятие с нарушениями) локальных нормативных актов устанавливающих:

- суммированный учет рабочего времени или установление его без указания учетного периода, без указания продолжительности ежедневной работы и т.п.

- состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя;

- конкретную продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время или продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.

- время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретную продолжительность.

- ненормированный рабочий день для водителей легковых автомобилей.

Также типичным нарушением является не включение в состав рабочего времени периодов, установленных пунктом 15 Положения, не установление задания по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения, привлечение водителя к работе в выходной день без приказа руководителя и согласия работника и другие нарушения;

Отсутствие указанных локальных актов неизбежно приводит к ослаблению контроля за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей, в т.ч к нарушениям непосредственно влияющим на безопасность дорожного движения:

- сокращению времени межсменного отдыха, в т.ч междусменного отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок при междугородных перевозках, а также сокращению времени еженедельного непрерывного отдыха.

- увеличению продолжительности рабочей смены и времени управления.

Это неизбежно ведет к повышению утомляемости водителей, притуплению внимания и увеличению времени реакции и как следствие возникновению аварийных ситуаций и ДТП.

Напомню, что с 1 июля обязанность по оснащению тахографами возникает для пригородных автобусов, а с 1 января 2019 - для городских. При этом, установка тахографа - не самоцель, а механизм контроля, который в первую очередь должен использоваться самим субъектом транспортной деятельности, для этого уже сейчас необходимо готовить и водителей, механиков-контролеров и других специалистов к выполнению требований приказа Минтранса России N36.

Напомню, что к обязанностям субъектов транспортной деятельности относятся:

- своевременное техническое обслуживание тахографа и проверка его функционирования;

- наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа.

- обеспечение водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

- выгрузка данных с карты водителя каждые 28 дней и их хранение в базах данных предприятия в течение одного года.

В части обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств, наиболее часто встречающимися являются нарушения порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

В соответствии с Приказом Минтранса России N141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств" предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки и осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

Наиболее типичными нарушениями являются:

- не обеспечивается хранение транспортных средств на стоянках, оснащенных необходимым оборудованием для проведения контроля;

- не соответствие контролёров профессиональным и квалификационным требованиям;

Указанные нарушения особенно характерны для организаций, имеющих разветвленную сеть территориально обособленных подразделений имеющих 1-2 автомобиля.

- не обеспечивается учет прохождения предрейсового контроля. (Журнал регистрации результатов предрейсового контроля не содержит необходимых реквизитов).

Самое главное, выпуск на линию заведомо неисправных транспортных средств. Причем нередки случаи, когда руководство предприятия понуждает контролеров и водителей выезжать в рейс при наличии неисправностей, лишь бы автомобиль работал и зарабатывал.

Только в 1 квартале 2018 года в адрес управления поступило 26 материалов из ГИБДД о неисправных рейсовых автобусах, причем с заведомыми неисправностями рулевого управления и тормозной системы.

Отдельное направление нашей деятельности - Государственный контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок и весогабаритный контроль

Он осуществляется на 2 стационарных и 5 передвижных контрольных пунктах. Численность специалистов контрольных пунктов составляет 35 человек.

За 1 квартал 2018 года инспекторами транспортного контроля проверено более 4 тысяч транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров. При этом около 928 транспортных средств осуществляли перевозки с нарушениями.

Основными нарушениями при контроле порядка осуществления международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации, весового и габаритного контроля автотранспортных средств являются:

- нарушение правил использования тахографа – 66%;

- нарушения режима труда и отдыха водителей – 7%;

- движение транспортного средства разрешенной максимальной массой свыше 12,0 тонн по федеральным автомобильным дорогам общего пользования без внесения платы в счет возмещения вреда (ПЛАТОН) – 10%;

- отсутствие у иностранного перевозчика документов на груз, списков пассажиров при нерегулярных перевозках, отличительного знака страны регистрации транспортного средства – 14%.

По результатам контроля международных перевозок вынесено 1140 постановлений о наложении штрафов на сумму почти 4,8 млн. рублей.

К сожалению, принцип неотвратимости наказания для иностранных перевозчиков невозможно обеспечить в связи с существующими пробелами в законодательстве.

Административный штраф должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации только за совершение крайне ограниченного круга правонарушений, предусмотренных статьями 11.26 (каботаж), 11.29 (без разрешений), статьей 12.21.3 (Платон).

Ни нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, ни режим труда и отдыха ни иные нарушения, за которые несет ответственность Российский перевозчик, в этот перечень не попали, что дает иностранным перевозчикам возможность покинуть территорию России.

Очень массовым нарушением продолжает оставаться движение грузовиков с перегрузом.

За превышение весовых параметров транспортных средств привлечено 37 иностранных перевозчиков и 88 российских перевозчиков.

Управлением организована работа по привлечению индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - грузоотправителей к административной ответственности за погрузку груза.

За 1 квартал 2018 года к административной ответственности привлечено 30 грузоотправителей, сумма наложенного штрафа составила более 6 млн. рублей.

Безусловно, что размеры штрафов, предусмотренные за данные правонарушения (до 400 тысяч рублей) являются весьма существенными, особенно для субъектов малого бизнеса, однако в сложившейся ситуации виновны и перевозчики и грузоотправители.

Невыполнение требований Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки грузов в части оформления договоров на перевозку "размазывают" ответственность за соблюдение весовых параметров., при этом ни грузоотправители, ни перевозчики не применяют элементарных способов защиты от взаимной недобросовестности, даже одни из самых простейших - опломбирование кузова и надежное крепление груза, а в результате страдают и те и другие.

Основные изменения нормативной правовой базы в сфере автомобильного транспорта были затронуты в докладе, упомяну еще некоторые:

Федеральным законом от 29.07.2017 N 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". Существенно изменились требования к порядку информирования пассажиров и других лиц о заключенном договоре страхования.

Вступили в силу изменения в 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уточнены требования к остановочным пунктам. Предусмотрено проведение органами Ространадзора плановых (рейдовых) осмотров автовокзалов, автостанций, а также остановочных пунктов, расположенных вне их территорий.

Отменены требования к стоянке транспортных средств в ночное время.

Введены дополнительные ограничения на организацию заказных перевозок пассажиров и багажа.

С 15.04.2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N153 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

С 01.07.2018 вступают в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами", которыми установлено, что «При организованной перевозке группы детей при движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета». Хочу обратить внимание, что эти требования предъявляются не только к специально предназначенным для перевозок детей автобусам, но и к любым, в т.ч привлеченным по договору фрахтования.

Это означает необходимость перевозчикам обеспечить некоторый запас быстросъемных маячков.

Со всеми действующими и вступающими в действие нормативными документами можно ознакомиться на сайте Ространснадзора, доклад с руководством по соблюдению обязательных требований также размещен на сайте управления.

К сожалению, хотелось бы отметить крайне низкую активность перевозчиков в процессе подготовки публичных слушаний.

Несмотря на то, что уведомление о проведении было разослано заблаговременно, ни одного вопроса о проблемах правоприменения в управление не поступило.

Еще раз напоминаю, что на сайте управления имеется форма обратной связи, которая доступна любому, а подготовленный ответ, на заблаговременно сформулированный вопрос всегда будет более полным и развернутым.

Презентация