Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

С 1 января 2013 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон №67-ФЗ от 14 июня 2012 года «Об Обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров…».

Обращаем Ваше внимание на необходимость правильности продления договоров страхования:

1) Новый договор необходимо заключить заранее до окончания срока действия старого договора.

2) Статья 7 вышеуказанного закона: договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса, т.е. необходимо не только заключить новый договор, но и оплатить его (не менее 50%) до окончания действия старого договора страхования.

3) Стандартные правила страхования страховщиков по данному виду страхования устанавливают оплату страховой премии единовременно, либо двумя равными платежами, при этом 2-ой взнос страховой премии должен быть оплачен не позднее 4-х месяцев с даты оплаты 1-го взноса. Поэтому нельзя применять предлагаемые некоторыми страховщиками варианты помесячной или поквартальной оплаты страховой премии.

4) Необходимо постоянно сопровождать заключенный договор страхования в течение периода его действия путем заключения письменных дополнительных соглашений при изменении условий страхования, в частности, при вводе в эксплуатацию новых транспортных единиц.

Невыполнение данных условий может привести к серьезным последствиям.

Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована.

Штрафные санкции, которые могут быть применены к перевозчику за нарушение требований вышеуказанного закона, могут составлять могут составлять значительные суммы.

5) К чему может приводить оформление обязательного страхования ответственности перевозчика без использования данных формы №65-автотранс (либо формы №1- автотранс) через предоставление страховой компании списка транспорта с сидячими местами для тех организаций, которые обязаны предоставлять статистическую отчетность с целью уменьшить плату за страхование?

Это явное нарушение ФЗ-67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу…» для перевозчика, обязанного предоставлять статистическую отчетность и статьи 944 Гражданского кодекса «Сведения, предоставляемые страхователем при заключении договора страхования»:

1. При заключении договора страхования страхователь обязан предоставить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

2. Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса (О недействительности сделок, совершенных под влиянием обмана, наличия умысла страхователя).

При заключении договора руководитель перевозчика (страхователя) подписывает заявление на страхование и если там (приложение к заявлению) будут заведомо ложные сведения (указать, что не обязан предоставлять статистику, про режим налогообложения), то это может привести к очень плохим последствиям для перевозчика. Может быть отказ в выплате страхового возмещения или если выплата пострадавшим пассажирам будет сделана (а она скорее всего будет сделана), то потом могут прийти за имуществом перевозчика.

Пример, наказания за нарушение обязательно договора страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами:

Столичное ОАО «Страховая акционерная компания ”Энергогарант”» в рамках дела о взыскании с ОАО «Омский речной порт» 26,7 млн руб. регрессных выплат подало в омский арбитражный суд ходатайство об аресте имущества предприятия. «Речпорт в судебных заседаниях говорит о том, что у него нет средств для выплаты долга, демонстрируя неутешительные финансовые результаты и заявляя о нехватке оборотных средств. Мы понимаем, что коммерческая организация может в любой момент избавиться от своих активов, и чтобы это приостановить, мы просим наложить арест на имущество в рамках той суммы, которую нам должны», — пояснила „Ъ“ директор омского филиала «Энергогаранта» Елена Засухина. Подлежащее аресту имущество, по ее словам, должен установить суд. Как сообщал „Ъ“, 2 февраля арбитражный суд Омской области взыскал 26,7 млн руб. с речного порта в пользу «Энергогаранта» как с виновника крушения пассажирского теплохода «Полесье-8» в 2013 году. Суд установил, что эти средства были компенсированы компанией семьям погибших и пострадавшим в катастрофе. Однако, поскольку речпорт отказался добровольно компенсировать расходы по страховке, «Энергогарант» инициировал иск в суд. В результате столкновения «Полесья-8» с двигавшейся навстречу баржей в августе 2013 года погибло шесть человек и 50 получили травмы различной степени тяжести. Виновным в аварии суд признал капитана теплохода Юрия Ратько, который был выпущен в рейс сотрудниками Омского речного порта в состоянии алкогольного опьянения. За нарушение правил безопасности при управлении теплоходом суд приговорил его к четырем с половиной годам заключения. Второй фигурант трагедии — экс-начальник службы пассажирских перевозок речпорта Андрей Шмитбергер, который выпустил в рейс пьяного капитана, — получил три года условно.

Куда относить в форме №65- автотранс  межмуниципальные перевозки?

19.08.2014 вышел приказ №547 Росстата о новых формах отчетности.

Страница 26 приказа Росстата:

2.2. Перевозки пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок (включая маршрутные такси) различаются по видам сообщения <*>:

--------------------------------

<*> Только для целей заполнения данной формы.

- городское сообщение - перевозки в пределах границы территории городского поселения (другого населенного пункта);

- пригородное сообщение - перевозки за пределы границы территории городского поселения, сельского населенного пункта (за исключением входящих в состав городского поселения) на расстояние до 50 км включительно, измеряемое от границы территории этого городского поселения, сельского населенного пункта;

- междугородное сообщение - перевозки за пределы границы территории городского поселения, сельского населенного пункта (за исключением входящих в состав городского поселения) на расстояние более 50 км, измеряемое от границы территории этого городского поселения, сельского населенного пункта. В междугородные перевозки включаются перевозки, которые осуществляются на маршрутах, проходящих в пределах одного субъекта Российской Федерации, так и перевозки, которые осуществляются на маршрутах, проходящих по территории двух и более субъектов Российской Федерации;

- международное сообщение - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом по территории Российской Федерации (с пересечением границы одного или нескольких государств: между Россией и странами дальнего зарубежья и между Россией и странами СНГ) автотранспортом, зарегистрированным на территории Российской Федерации.

Поэтому, межмуниципальные перевозки – это пригородные, если это менее 50 км. (например: Искитим – Бердск, Искитим – Линево, Барабинск - Куйбышев) и междугородные, если расстояние более 50 км.

Долженков Виктор Николаевич - заместитель директора Филиала ОСАО "Ингосстрах" в Новосибирской области.