Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

Проведение технического осмотра транспортных средств на территории Российской Федерации с 1 января 2012 года регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 01.07. 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими нормативными актами Российской Федерации. Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.

В соответствии с данным федеральным законом функции по проведению технического осмотра автомототранспортных средств возложены на операторов технического осмотра - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, аккредитованных Российским союзом Автостраховщиков в установленном порядке на право проведения технического осмотра. Полис обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств должен выдаваться страховой организацией при наличии у владельца транспортного средства диагностической карты, оформленной по результатам проведения технического осмотра транспортного средства, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Ввиду несовершенства действующего федерального законодательства аккредитация операторов технического осмотра осуществляется формальным способом, без проведения проверочных мероприятий, методом предъявления определенного перечня документов для рассмотрения Российским союзом Автостраховщиков в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 697 «Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра». Все это позволяет сегодня недобросовестным операторам технического осмотра получать аттестат аккредитации и выдавать диагностические карты без проверок транспортных средств, а страховщикам выдавать полис ОСАГО без предъявления диагностической карты владельца, а также выдавать последние с участием аффилированных со страховыми компаниями недобросовестных операторов.

Пройдя формальную процедуру аккредитации в Российском союзе Автостраховщиков, либо наладив связь с недобросовестными операторами, подобные продавцы диагностических карт, имеют возможность внесения данных карт в Единую базу техосмотров. Данная работа по продаже диагностических карт без осмотра автомобилей поставлена на поток как в г. Новосибирске, так и в районах области. Торговля диагностическими картами ведется по цене выше утвержденной департаментом по тарифам Новосибирской области цены.

Сложившаяся ситуация создает предпосылки к появлению на дорогах Новосибирской области все большего количества транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности, что влияет на безопасность дорожного движения, уровень травматизма особенно при перевозке пассажиров и неблагоприятных погодных условиях.

На сегодняшний день в Новосибирской области аккредитовано 80 операторов технического осмотра. За 5 месяцев 2015 года проведено 235 268 технических осмотров. На некоторых пунктах проведено за этот период от 15 до 25 тысяч технических осмотров транспортных средств, т.е. на каждый календарный день приходится 100-170 осмотров, что лишний раз подтверждает фиктивность прохождения технического осмотра.

Технический осмотр стал инструментом недобросовестной конкуренции при полной потери сути технического осмотра, как составляющей обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы ГИБДД в соответствии с действующим федеральным законодательством не участвуют в контроле за проведением технического осмотра транспортных средств и при выполнении надзорных функций не праве требовать от собственника транспортного средства наличие диагностической карты.

На территории Новосибирской области за 5 месяцев 2015 года зарегистрировано 1 ДТП из-за технической неисправности транспортного средства.

За указанный период к административной ответственности за управление транспортным средством при наличии технической неисправности привлечены 13 602 водителей.

Таблица №1 Сведения о количестве водителей привлеченных к административной ответственности по ст.12.5КоАП РФ.

Ст. 12.5 КоАП РФ
  5м.2012г. 5м.2013г. 5м.2014г. 5м.2015г.
Ст. 12.5 КоАП РФ 18376 11435 12090 13602

Факты управления технически неисправными транспортными средствами выявлены и среди водителей осуществляющих перевозку: пассажиров -764, опасных грузов -13. Водители такси 48 раз привлекались к административной ответственности за данное нарушение.

По итогам проведения единого дня осмотра школьных автобусов, в мае 2015 года выявлено 33 единицы с техническими неисправностями.

За управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр за 5 месяцев 2015 года к административной ответственности привлечены 114 (-20,8%) водителей.

Факты нарушений действующих правил допуска автотранспортных средств к эксплуатации в части наличия технических неисправностей выявляются сотрудниками подразделений Госавтоинспекции, однако, согласно анализа аварийности, существенного негативного влияния данный фактор в общем массиве причин ДТП не оказывает.

Статистика РСА по деятельности организаций (ИП) с зарегистрированными ПТО на территории Новосибирской области в сфере ТО.

На 01 июня 2015 года на территории Новосибирской области в Реестр операторов технического осмотра включено 77 пунктов технического осмотра 71 оператора ТО. Действие аттестата аккредитации у 7 операторов (8 ПТО) приостановлено в связи с нарушением требований правил аккредитации либо правил проведения технического осмотра.

За период с 01 июня 2013 года по 01 июня 2015 года:

1. В РСА от организаций (ИП) зарегистрированных на территории Новосибирской области поступило:

- 183 заявления от 57 организаций о предоставлении аттестата аккредитации;

- 20 заявлений от 8 организаций о переоформлении аттестата аккредитации/

2. По результатам рассмотрения поступившей документации от организаций (ИП) зарегистрированных на территории Новосибирской области принято решений и оформлено:

- 48 положительных решений о предоставлении аттестата аккредитации;

- 7 положительных решений о переоформлении аттестата аккредитации;

- 16 решений о приостановлении действия аттестата аккредитации;

- 8 решений о возобновлении действия аттестата аккредитации;

- 2 решения об аннулировании аттестата аккредитации;

- 9 решений об отказе в предоставлении/переоформлении/возобновлении аттестата аккредитации;

- 12 решений о проверке операторов/заявителей;

- Направлено 86 Уведомлений о необходимости устранения недостатков в представленных документах;

- Возвращено заявителям 70 пакетов документов.

3. В отношении организаций (ИП) с зарегистрированными ПТО на территории Новосибирской области поступило всего 34 жалобы/обращения о нарушениях в сфере технического осмотра. В том числе: 17 от граждан; 1 от юридического лица; 10 от государственных органов; 6 от объединений операторов.

4. В отношении организаций (ИП) с зарегистрированными ПТО на территории Новосибирской области проведено 9 выездных проверок (9 ПТО). По результатам выездных проверок принято 5 решений о приостановлении действия аттестата аккредитации и 2 решения об отказе в предоставлении аттестата.

На июнь 2015 года запланировано проведение ещё 3-х выездных проверок в отношении организаций (ИП) зарегистрированных на территории Новосибирской области.

5. Проведено 12 документарных проверок в отношении организаций (ИП) с зарегистрированными ПТО на территории Новосибирской области. По результатам документарных проверок принято 5 решений о приостановлении действия аттестата аккредитации.

На 01 июня 2015 года открыто 7 документарных проверок в отношении организаций (ИП) зарегистрированных на территории Новосибирской области.