Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

Об основных задачах управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования и образовательных учреждений на 2015-2016 учебный год по повышению качества образования

Традиционно, начиная новый учебный год, на конференциях и педагогических советах мы с вами оцениваем результаты пройденного пути, определяем задачи на новый учебный год.

Этот год для системы профессионального образования будет юбилейным, уже 75 по счету. Именно столько лет назад, 2 октября 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Со­вета СССР «О государственных трудовых резервах». Этим указом была учреждена система организованной, плановой подготовки квалифицированных рабочих кадров для ведущих отраслей народного хозяйства страны.

Эффективность системы профобразования за прошедшие годы неоднократно доказана результатом. Но, какими бы значительными не казались результаты, нельзя останавливаться на достигнутом, система профессионального образования сохраняет свою жизнеспособность только в состоянии постоянного развития.

Деятельность системы профессионального образования подчинена одной главной стратегической цели – подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих запросам социально-экономического, культурного развития страны и региона.

Основной показатель эффективности нашей работы - это трудоустройство выпускников. По состоянию на август трудоустроено 80,4% выпускников 2015 года, в том числе по полученной профессии (специальности) –76,2%.

При сравнении значений данного показателя прошлых лет с достигнутыми результатами текущего периода наблюдается положительная динамика.

Эти цифры, несомненно, говорят и о востребованности профессий и специальностей, по которым ведется подготовка, и о высоком качестве подготовки студентов в образовательных учреждениях.

Высокие показатели трудоустройства выпускников 2015 года достигнуты в таких образовательных учреждениях, как:

- Новосибирский электротехнический колледж – 100%;

- Здвинский межрайонный аграрный лицей – 100%;

- Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А.Лунина – 99,3%;

- Карасукский политехнический лицей – 99,0%;

- Тогучинский межрайонный аграрный лицей – 97,3%;

- Новосибирский колледж питания и сервиса – 96,6%;

- Куйбышевский политехнический колледж – 95,8%;

- Новосибирский промышленно-энергетический колледж – 94,7%;

- Искитимский центр профессионального обучения – 92,3%

- Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса – 91,4%;

- Новосибирский автотранспортный колледж – 89,1%.

При этом необходимо отметить, что 40% процентов студентов из общего числа выпускников, трудоустраиваются на предприятиях и организациях, в которых проходили производственную и преддипломную практику.

Это означает, что иным выпускникам, не вошедшим в это число, предстоят более длительные сроки адаптации на рабочие места, а для предприятия - издержки по наставничеству и невысокая производительность труда молодого работника. Считаю, что учреждениям необходимо повышать объем трудоустройства студентов по месту их практического обучения.

Необходимо провести анализ проблем организации производственных практик на предприятиях и пойти на активное внедрение в систему подготовки рабочих кадров и специалистов элементов практикоориентированного (дуального) обучения, направленного на подготовку выпускника на конкретное рабочее место.

С 1 сентября 2014 года 6 образовательных учреждений приступили к внедрению элементов практикоориентированного (дуального) обучения. Начала формироваться совместная инфраструктура подготовки кадров. На предприятиях партнеров оборудуются учебные участки и классы для практического обучения студентов непосредственно на производстве.

Полагаю, что также интересен опыт других регионов в создании кафедр на предприятиях, как опорных пунктов, через которые организуется постоянное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и специалистов предприятия.

Задача на 2015/2016 учебный год – увеличение доли образовательных учреждений, внедряющих элементы дуального обучения.

Уровень трудоустройства выпускников по месту прохождения учебно-производственной практики значительно выше среднего значения (47,5%):

в Здвинском межрайонном аграрном лицее – 100%; 

Новосибирском колледже транспортных технологий им.Н.А.Лунина – 85,4%;

Новосибирском авиастроительном лицее – 76,1%;

Бердском политехническом колледже – 74,3%;

Новосибирском колледже почтовой связи и сервиса – 74,2%.

Другой важнейший показатель эффективности системы – прием в профессиональные образовательные учреждения. План приема на очное обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области в 2015 году не изменился по сравнению с 2014 годом и составил 7350 человек. По сравнению с 2014 годом количество обучающихся, зачисленных по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих уменьшилось на 12,6%, по программам подготовки специалистов среднего звена – увеличилось на 11,9%.

На 27.08.2015 план приема по основным программам среднего профессионального образования выполнен на 91,6%.

Общий конкурс поступления - 1,51 человека на место (в 2014 году - 1,4 человека на место).

План КЦП выполнен по всем заявленным программам среднего профессионального образования в 20 учреждениях:

 

Карасукский политехнический лицей

 

Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства

 

Новосибирский колледж парикмахерского искусства

 

Новосибирский колледж печати и информационных технологий

 

Бердский политехнический колледж

 

Колыванский аграрный колледж

 

Новосибирский автотранспортный колледж

 

Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса

 

Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина

 

Новосибирский промышленно-энергетический колледж

 

Новосибирский профессионально-педагогический колледж

 

Новосибирский радиотехнический колледж

 

Новосибирский речной колледж

 

Новосибирский строительно-монтажный колледж

 

Новосибирский технологический колледж питания

 

Новосибирский торгово-экономический колледж

 

Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева

 

Новосибирский электромеханический колледж

 

Сибирский геофизический колледж

 

Искитимский центр профессионального обучения

Самый высокий конкурс был в следующих ОУ:

 

Образовательные учреждения

Конкурс

Кол-во абитуриентов

1

Новосибирский автотранспортный колледж

3,64

2

Новосибирский технологический колледж питания

3,12

3

Новосибирский торгово-экономический колледж

2,79

4

Новосибирский авиационный технический колледж

2,50

5

Новосибирский лицей питания

2,36

6

Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники

2,25

7

Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства

2,08

8

Новосибирский строительно-монтажный колледж

2,02

9

Бердский электромеханический колледж

1,99

10

Новосибирский профессионально-педагогический колледж

1,98

Средний балл аттестатов, как и в прошлом году, составил 3,7.

Наиболее востребованными специальностями для абитуриентов 2015 стали:

Наименование специальности

Конкурс

Кол-во абитуриентов

Программирование в компьютерных системах

3,68

Производство летательных аппаратов

3,24

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

2,72

Гостиничный сервис

2,64

Организация обслуживания в общественном питании

2,56

Оптические и оптико-электронные приборы и системы

2,30

Компьютерные системы и комплексы

2,29

Операционная деятельность в логистике

2,29

Технология продукции общественного питания

2,23

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

2,19

Парикмахерское искусство

2,15

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

2,09

В 2015 году в государственные задания на прием обучающихся введены профессии и специальности среднего профессионального образования, которые ранее не осваивались в подведомственных профессиональных образовательных учреждениях: Информационные системы, Организация и технология защиты информации, Мастер по обработке цифровой информации (Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники), Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем (Новосибирский промышленно-энергетический колледж), Реклама (Новосибирский колледж печати и информационных технологий), Стилистика и искусство визажа (Новосибирский колледж парикмахерского искусства). Результаты приема показывают, что конкурс состоялся по всем введенным профессиям и специальностям. Это означает, что анализ рынка труда был проведен верно, в новом учебном году необходимо продолжить работу по расширению перечня новых для ОУ профессий и специальностей.

Самые высокие показатели приемной компании по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования – план приема выполнен на 99,8%. По этим же программам на базе среднего общего образования план выполнен на 88,6%.

Сложнее дело обстоит с реализацией программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих. План КЦП по указанным программам базе основного общего образования выполнен на 92,6%, на базе среднего общего образования - на 60,1%.

Сохраняется тенденция невыполнения набора по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе 11 классов (среднего общего образования).

Хотелось бы обратить Ваше внимание и на то, что из общего количества учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся в рамках программы «Развитие политехнической и агротехнической школ» по профессиям политехнического и агротехнического профиля, доля школьников, поступивших в наши колледжи, составляет только 15 %.

В новом учебном году очевидна задача повышения КПД этого проекта и значительное увеличение доли поступающих в учреждения СПО из числа выпускников политехнических и агротехнических школ, а иначе мы просто решаем задачи общего образования, которое формирует и реализует проекты по спецклассам.

Для решения этой задачи необходима адресная профориентационная работа со школьниками - участниками проекта, раскрывающая возможности и перспективы непрерывного профессионального образования.

Успех приемной кампании во многом определился тем, насколько работа по профессиональной ориентации соответствовала интересам целевой аудитории - выпускников общеобразовательных школ, их родителей.

Важнейшим направлением профориентационной работы является взаимодействие с ВУЗами в части информирования абитуриентов и их родителей о преемственности в освоении программ среднего профессионального и высшего образования, о перспективах и преимуществах непрерывного образования «Колледж-ВУЗ».

При собеседовании с абитуриентами сотрудники приемной комиссии колледжей должны доводить информацию о возможности формирования образовательной траектории с дальнейшем обучением в ВУЗах по программам соответствующего профиля подготовки с сокращением сроков обучения.

Так, в Новосибирском колледже транспортных технологий им. Н.А. Лунина информируют абитуриентов о возможности получить целевое направление в ВУЗ железнодорожного профиля по окончании колледжа, о возможности непрерывного образования с сокращенным сроком обучения.

Выпускники Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса участвуют в предметных олимпиадах, проводимых Московским государственным университетом дизайна и технологии, результаты которых учитываются приемной комиссией университета при равенстве баллов вступительных испытаний. Выпускникам при поступлении на обучение в НТИ (филиал) «МГУДТ» предлагается перезачет дисциплин, совпадающих по учебным планам, и ускоренная программа обучения.

Как задачу на новый учебный год считаю корректировку системы профориентации в учреждениях на основе анализа результатов приемной компании 2015 года, оценке всех рисков и способов их минимизации, привлечение к профориентации социальных партнеров в лице работодателей и ЦЗН, отраслевых советов, психологов, студентов, расширения опыта взаимодействия с ВУЗами во время работы приемных комиссий.

В прошедшем учебном году в основном закончено формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования.

Сегодня перед нами стоит задача распространения структурных, содержательных и технологических инноваций, в том числе с использованием созданных инфраструктурных элементов - межрегиональных отраслевых ресурсных центров, создание новых межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций.

Сформирована сеть из 19 ресурсных центров, сконцентрировавших на своих площадках самое современное учебное оборудование. В ресурсных центрах по программам профессионального образования обучается более 9675 студентов, что составляет 46 % от численности всех обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях (44% в 2014 году).

Ресурсными центрами выстроена эффективная система взаимодействия с 360 предприятиями и организациями различных форм собственности (276 в 2014 году), позволяющая своевременно обновлять содержание образовательных программ в соответствии с потребностями реального производства, повышать квалификацию преподавателей, обновлять материально-техническую базу.

Так, объем привлеченных средств на развитие материально-технической базы ресурсных центров в 1 полугодии составил 20 811 тыс. руб.

Большую работу по привлечению средств работодателей провели:

Новосибирский авиационный лицей - 7 млн. 900 тыс. руб., Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина -3 млн. 227 тыс. руб.,

Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса - 2 млн. 075тыс.руб.,

Новосибирский колледж транспортных технологий им. Лунина - 2 млн. 228 тыс. рублей.

При этом ресурсные центры - ПУ №14, Новосибирского архитектурно-строительного колледжа, Новосибирского промышленного колледжа, Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства показали нулевые результаты по данному показателю.

Задачей на 2015/2016 учебный год остается обеспечение взаимовыгодного сотрудничества ресурсных центров с предприятиями и организациями.

В ресурсных центрах ежегодно разрабатывается большое количество учебно-методических материалов, учебных курсов и контрольных оценочных средств, но актуален вопрос востребованности данных материалов другими образовательными учреждениями.

Помощь специалистов ресурсных центров незаменима в разработке базы тестовых заданий для теоретических этапов конкурсов профессионального мастерства.

Предлагаю поставить перед ресурсными центрами задачу - разработать базы единых контрольно-оценочных средств по наиболее массовым профессиям на 100-150 заданий, а в качестве следующего шага – приступить к разработке единых оценочных материалов для итоговой аттестации выпускников, как это предполагается в ФЦПРО на 2016-2020 годы.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599, в системе среднего профессионального образования министерства создано шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций (Новосибирский строительно-монтажный техникум, Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства, Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева, Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина, Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса).

В настоящее время в многофункциональных центрах прикладных квалификаций реализуется более 200 программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. По программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в 2014 году прошли обучение 11 386 человек. За 6 месяцев 2015 года – более 4 000 человек.

Задача 2015/2016 учебного года – расширение перечня программ, реализуемых центрами прикладных квалификаций, увеличение доли взрослого населения, прошедшего обучение по программам профессионального обучения.

Одним из направлений в построении новой инфраструктуры подготовки кадров является формирование образовательных кластеров. Такая практика отрабатывается в авиастроительной отрасли, приборостроении, агропромышленном комплексе, в энергетике, в области химических и биотехнологий на основе интегрированных образовательных программ университетов и колледжей.

Опыт образовательных систем Европы, обращает нас к принципу последовательности в получении образования. Переход на уровень высшего профессионального образования, магистратуры происходит после получения предыдущего уровня профессионального образования. Такой подход позволяет ВУЗу получить студента, мотивированного на обучение по конкретному направлению подготовки. Именно в системе школа – СПО - ВУЗ смена уровней образования происходит более эластично, чем в системе школа – вуз, то есть надежно обеспечивается принцип преемственности.

В рамках развития интегрированной системы непрерывного образования подписаны Соглашения о сотрудничестве в сфере непрерывного образования между Новосибирским государственным педагогическим университетом и Новосибирским профессионально-педагогическим колледжем; Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом и Новосибирским архитектурно-строительным колледжем; Сибирским государственным университетом геосистем и технологий и двенадцатью подведомственными профессиональными образовательными учреждениями, Сибирским государственным университетом путей сообщения и тремя подведомственными профессиональными образовательными учреждениями, Новосибирским государственным техническим университетом и четырьмя подведомственными профессиональными образовательными учреждениями.

Согласно заключенных соглашений проводятся практические занятия и лабораторные работы на базе университетов для наших студентов, научно-практические конференции, олимпиады, профориентационные мероприятия. Осуществляется совместная деятельность по переподготовке и повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Организована совместная работа приемных комиссий.

Представляется, что опыт по реализации образовательных проектов в сфере подготовки специалистов авиастроения, также может быть распространен и на иные образовательные кластеры.

Достижение высокого стандарта качества профессионального образования требует системной работы в части содержания образования и образовательных технологий.

Выделю 3 самостоятельных направления этой работы:

- совместные отраслевые методические советы по вопросам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена (СОМС),

- учебно-методические объединения в системе профессионального образования, формируемые Минобрнауки РФ,

- специализированные центры по компетенциям для подготовки студентов к участию в Чемпионатах Ворлдскиллс.

Каждое из этих направлений в своей работе руководствуется своим стандартом. СОМС – профессиональными стандартами, УМО – федеральными государственными образовательными стандартами, СЦК – стандартами WоrldSkills.

Важнейшая задача - прийти к логическому триединству этих направлений.

Обеспечение содержания практико-ориентированного обучения студентов невозможно без участия в этом процессе и активной поддержки профессионального сообщества специалистов-практиков (работодателей).

Уже около 3 лет при отраслевых советах, созданных на базе ресурсных центров, работают совместные отраслевые методические советы по вопросам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. СОМС является связующим звеном между работодателями и профессиональным образовательным учреждением, механизмом, позволяющим привести содержание образовательных программ в соответствии с требованиями работодателейза счет определения содержания вариативной части ФГОС.

Сегодня Министерством труда и социальной политики РФ организована и активно проводится процедура утверждения профессиональных стандартов.

Главной задачей 2015/2016 учебного года для ресурсных центров, отраслевых советов, СОМС становится приведение содержания программ профессионального образования и обучения, дополнительного образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

В 2015 году в целях научно-методического обеспечения системы и развития содержания образования Минобрнауки РФ приступил к формированию учебно-методических объединений в системе профессионального образования.

В Новосибирской области созданы 2 учебно-методических объединения - в сфере легкой промышленности на базе Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса, и в сфере химических технологий на базе Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева.

Цель работы УМО – участие педагогов в разработке федеральных образовательных стандартов и примерных программ.

В новом учебном году им также предстоит решать задачу сопряжения требований появляющихся профессиональных стандартов и ФГОС, но сроки в этом случае несколько больше - решение об изменении содержания ФГОС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Минобрнауки РФ принимает в течение года со вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов.

Специализированные центры по компетенциям Ворлдскиллс были созданы на базах ресурсных центров для подготовки студентов к участию в Чемпионатах Ворлдскиллс Россия. В настоящее время ведут системную подготовку студентов 12 специализированных центров по 16 компетенциям. Подготовка проводится по основным и дополнительным образовательным программам, скорректированным в соответствии с требованиями Ворлдскиллс Россия.

Учитывая имеющееся конкурентное преимущество по подготовке студентов по компетенции «электромонтаж» создан Специализированный центр Сибирского федерального округа по данной компетенции на базе Новосибирского строительно-монтажного колледжа.

Задача, которую мы ставим перед собой уже в этом учебном году - увеличить количество компетенций, по которым ведется подготовка в специализированных центрах.

Еще раз подчеркну, что для гармонизации требований ФГОС, профессиональных стандартов и стандартов Ворлдскиллс необходимо выстроить систему взаимодействия как образовательных учреждений, ресурсных центров, СОМС, УМО, УМЦ, так и непосредственно преподавателей и мастеров производственного обучения.

Для решения поставленной задачи особая роль отводится повышению квалификации педагогов, в том числе с использованием дистанционных технологий. Сегодня возможности дистанционного образования, электронного обучения используются крайне слабо.

И повышение доли дистанционного образования в общем объеме повышения квалификации необходимо считать очередной задачей предстоящего учебного года.

Повышению квалификации педагогических кадров у нас традиционно уделяется большое внимание. Общие затраты бюджета и собственные средства учреждений на повышение квалификации за три года составили 13,9 млн. рублей. За три года повысили квалификацию более 90% педагогических работников. Но ФЗ «Об образовании в РФ» гарантирует педагогу право на дополнительное образование по профилю педагогической деятельности не реже 1 раза в 3 года. Следовательно, наша задача - за 3 года повышение квалификации в образовательном учреждении должны пройти 100% педагогических работников.

Доля стажировок в общем объеме повышения квалификации составила 22%.

Задача - сделать стажировки более адресными, в первую очередь охватить ими преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, особенно, если эти преподаватели не имеют опыта работы в организациях соответствующей профессиональной сферы. Частью программы стажировки должны стать семинары с производственниками на базе СОМС, проведении которых необходимо запланировать ресурсным центрам.

Все названные выше преобразования должны сработать на один результат - обеспечить переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех. Именно такое образование способно обеспечить высокое качество подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда. А о том, что система профессионального образования Новосибирской области движется в верном направлении, мы можем судить по результатам наших выпускников.

Одним из показателей подготовки кадров по мировым стандартам является участие в олимпиадном движении по стандартам WorldSkills, в котором студенты профессиональных организаций Новосибирской областипринимают активное участие.

Сегодня мы уже имеем опыт проведения регионального отборочного чемпионата в 2014 году, полуфинала Сибирского федерального округа Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills 2015 года, опыт участия в 2-х Национальных Чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills 2014 и WorldSkills2015.

По итогам Национального Чемпионата WorldSkills 2015 в Казани команда Новосибирской области заняла 5 место в медальном зачете (из 46 команд), завоевав 10 медалей (5 золотых, 4 серебряных и одна бронзовую) по десяти компетенциям.

16 августа в Сан-Паулу, Бразилия, состоялась церемония награждения победителей и призеров 43 мирового чемпионата по профессиональному мастерству WSCompetition - 2015, в котором приняли участие команды более чем из 70 стран мира. 32 участника Национальной сборной ВС России показали достойный результат, завоевав шесть медалей за высшее мастерство, среди победителей студент Новосибирского колледжа парикмахерского искусства Игорь Подрядчиков.

Мы благодарим за достойные результаты членов сборной России от Новосибирской области: Белову Ирину, студентку Новосибирского колледжа парикмахерского искусства, проявившую незаурядную силу духа и волю к победе по компетенции «Прикладная эстетика», Кузнецова Петра - студента Новосибирского машиностроительного колледжа, победителя 2-х Национальных Чемпионатов по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».

Часто задают вопрос – соревнования WorldSkills это олимпийские игры или система ГТО? Ответ на этот вопрос зависит от того уровня требований, которые мы к себе предъявляем. Но для высоких результатов важны не только высокие требования к себе, но и учет результатов оценивания нашей деятельности с точки зрения других участников образовательного процесса.

Новый ФЗ «Об образовании в РФ» заложил правовые основы создания системы независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. 

Прошедший учебный год внес значительный вклад в формирование этой системы в профессиональном образовании.

Усилиями Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий и министерства сформирован механизм проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Оценка соответствия квалификации наших выпускников требованиям производства и сферы услуг проводится непосредственно работодателями.

Считаю, что профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является важнейшей оценочной процедурой работы учреждений.

В прошедшем учебном году свидетельства МАРП о профессионально-общественной аккредитации по 16 образовательным программам получили 11 учреждений, на базе которых созданы ресурсные центры.

При этом ПУ № 14, Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства, Новосибирский колледж питания и сервиса, Новосибирский химико-технологический колледж, Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки, Новосибирский колледж печати и информационных технологий работу по профессионально-общественной аккредитации образовательных программам не организовывали.

Задачей на ближайшую перспективу считаю расширение практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессиональных образовательных учреждений, и в первую очередь ресурсных центров.

В новом учебном году будет поддержано развитие системы сертификации квалификаций. Сегодня в системе работают 9 центров сертификации профессиональных квалификаций в дорожно-строительной отрасли, в сфере железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, книгоиздательства и полиграфического производства, легкой промышленности и сервиса, машиностроительной отрасли, металлургии, металлообработки и сварочного производства, бытовых услуг, химических технологий.

В рамках ФЦПРО на 2016-2020 годы в новом учебном году начинается создание национально-региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования.

Приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 17.03.2015 № 134 утверждено положение и состав Общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности подведомственных профессиональных образовательных организаций.

Оценка будет проводиться на основе общедоступной информации по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации, комфортность условий процесса обучения, доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Общественным советом сформирован перечень 16 профессиональных образовательных учреждений, в отношении которых будет проводиться независимая оценка в 2015 году.

Сроки выполнения работ по сбору, обобщению и анализу информации - четвертый квартал 2015 года.

На сайте министерства создана страница «Независимая оценка качества профессионального образования» (http://www.mintrud.nso.ru/page/2005), на которой размещаются все материалы по данному направлению.

В настоящее время ведется изучение мнения о качестве приемной компании в профессиональных образовательных учреждениях (http://www.mintrud.nso.ru/page/55#). Итоги опроса будут подводиться в начале октября 2015 года.

Для обеспечения информационной открытости системы образования с 4 квартала 2015 года и далее регулярно в профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных Минтруда Новосибирской области, начинается осуществление мониторинга качества подготовки кадров.

Мониторинг включает в себя сбор информации и подготовку аналитических отчетов о состоянии образования и динамике изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, состоянием сети учреждений.

Задача по осуществлению мониторинга в системе подведомственных образовательных учреждений поставлена перед учебно-методическим центром профессионального образования.

Региональная система мониторинга будет интегрирована в единую систему открытых данных в Российской Федерации.

И еще одно важное направление нашей работы. Востребованность выпускника системы профессионального образования на рынке труда определяется наличием у него не только профессиональных знаний и навыков, но и определенных социальных компетенций. Поэтому создание эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитие творческого потенциала молодежи является обязательным условием повышения качества профессионального образования.

Задача педагогических коллективов на новый учебный год – включить в программу воспитательной работы учреждения использование механизмов вовлечения студентов в активную социальную практику, привлечения обучающихся образовательных организаций в принятие решений, затрагивающих их интересы. Это, в частности, работа студентов в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций.

Необходимо продолжить практику проведения конкурсов социальных проектов и инициатив студентов, вовлечения обучающихся в волонтерские проекты и объединения.

В прошедшем году мы сделали шаг по организации студенческого самоуправления, созданию молодежных общественных объединений правоохранительной направленности.

В профессиональных образовательных учреждения, подведомственных Минтруда НСО, создано 47студенческих дружин, из них 40 оформили необходимые документы и получили свидетельства о внесении в региональный реестр ГУ МВД России по НСО как общественные объединения правоохранительной направленности.

Задача – обеспечение деятельности студенческих отрядов охраны правопорядка с целью формирования активной гражданской позиции, патриотического воспитания.

В системе профессионального образования области формируется система целенаправленной работы с талантливой молодежью, включающая в себя участие в интеллектуальных и творческих состязаниях; в различных всероссийских и межрегиональных конкурсах, фестивалях. Развивается система областных предметных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства. Наши студенты активно участвуют в международном олимпиадном движении ВорлдСкиллс.

Повышение качества образования является системным приоритетом государственной политики в сфере образования.

В профессиональном образовании Новосибирской области за последние годы произошли значительные преобразования, которые позволяют говорить о том, что эти задачи нам по плечу, но сделать предстоит еще очень много.