Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

1. Вопрос:

Может ли орган местного самоуправления предусмотреть выдачу карт маршрута в рамках заключенного муниципального контракта?

Ответ:

После перехода на контрактную систему выдача таких карт не только возможна, но и обязательна (часть 8 статьи 14). Под муниципальным контрактом подразумевается не просто договор, заключенный органом местного самоуправления с перевозчиком, а договор заключенный данным органом власти в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Если Ваш вопрос заключается в том, может ли муниципальным нормативным правовым актом до перехода на контрактную систему предусматриваться выдача карт маршрута перевозчику, с которым орган местного самоуправления заключил договор на перевозки по регулируемым тарифам, то, скорее всего, это возможно, поскольку не противоречит закону.

2. Вопроc:

До момента выдачи свидетельства или заключения муниципального контракта правовым основанием работы перевозчика является действующий договор, заключенный с органом местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами, или карта маршрута? В случае если срок действия такого договора истекает в 2017 году, вправе ли уполномоченный орган при его расторжении аннулировать выданную перевозчику карту маршрута?

Ответ:

Если до вступления в силу перевозки, в отношении которых требуется выдать свидетельство, осуществлялись на основании договора, то этот договор действует до его окончания. И именно он является основанием для осуществления таких перевозок. В соответствии с частью 6 статьи 29  действие карты маршрута может быть прекращено только в случае прекращения действия свидетельства. Это означает, что аннулировать карту маршрута на основании расторжения данного договора нельзя. Т.е. перевозчику должны быть выданы постоянные свидетельство и карты маршрута, которые должны начать действовать по истечении срока действия этого договора. И только потом они могут быть аннулированы в порядке, установленном законом.

В то же время мы считаем, что в законе остался неурегулированным случай, когда до выдачи свидетельства ранее заключенный договор расторгается досрочно в соответствии с порядком, установленным местным законодательством. Поэтому РАС обратился к Е.С. Москвичеву с предложением внести в закон соответствующие изменения.

3. Вопрос:

Если субъект РФ или орган местного самоуправления предусматривает компенсацию затрат перевозчику, работающему по нерегулируемому тарифу, на перевозку льготных категорий граждан (п. 1 ст. 20), данная компенсация не относится к частичной оплате перевозки по маршруту из бюджета? Т.е. маршрутом, имеющим вид перевозок по регулируемому тарифу является маршрут, получающий финансирование из бюджета на любые цели, кроме перевозки льготных категорий граждан?

Ответ:

Условия «наличие бюджетного финансирования» и «отсутствие бюджетного финансирования» используются только в переходный период с целью  определения перевозок, в отношении которых должно быть отменено тарифное регулирование и выданы свидетельства, и перевозок, которые могут осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу. К первой группе должны быть отнесены перевозки, которые не финансировались бюджетами ни в части компенсации установленных тарифов, ни в части компенсации установленных льгот по оплате проезда. Ко второй группе должны быть отнесены перевозки, которые финансировались бюджетами (даже только в части компенсации льгот).

В соответствии с частью 1 статьи 20 перевозчику, осуществляющему перевозки на основании свидетельства, при его согласии предоставлять льготы по проезду может быть из бюджета предоставлена компенсация недополученных доходов (не обязательно до установленного им тарифа) в форме субсидий.

Что касается перевозок по регулируемым тарифам (т.е. тех перевозок, в отношении которых в соответствии с положениями переходного периода свидетельства выдаваться не должны), то до перехода на контрактную систему  они продолжают финансироваться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу (т.е. в форме субсидий). А после перехода на контрактную систему они должны финансироваться в форме оплаты работ, предусмотренных контрактом.

4. Вопрос:

ФЗ не предусмотрено оформление паспорта муниципального маршрута при его установлении, изменении. Вправе ли орган местного самоуправления утвердить форму паспорта маршрута, порядок его оформления при разработке порядка установления, изменения, отмены маршрутов или такая необходимость отсутствует в связи с наличием большинства сведений, ранее содержащихся в паспорте, в оформляемых уполномоченным органом картах маршрута, свидетельствах, реестре маршрутов?

Ответ. В соответствии с законом документом, подтверждающим установление маршрута, является не паспорт маршрута, а реестр маршрутов. Свидетельство и карты маршрута являются по сути выписками из этого реестра. В то же время закон не запрещает органам власти  предусматривать оформление паспортов на все маршруты, кроме межрегиональных, если они посчитают это целесообразным.

5. Вопрос:

Во многих регионах органами власти одним из оснований отказа в открытии маршрута является превышение допустимого уровня дублированности пути следования с ранее открытыми маршрутами. Учитывая данный фактор, перевозчику (ам), не заключившим договор простого товарищества, либо перевозчику, работающему по маршруту одновременно с перевозчиками, получающими финансирование из бюджета, необходимо установить совершенно другую схему движения и открыть новый маршрут в отличие от ранее обслуживаемого и определить для него порядковый и реестровый номер? После установления уполномоченный орган обязан выдать такому перевозчику (ам) карты маршрута и свидетельство.

Каким образом должен поступать орган местного самоуправления, если данный перевозчик (и) откажется получать карты маршрута и свидетельства по новым для него/них и ранее не обслуживаемым ими маршрутам? Также возникает вопрос с нормой, изложенной в подпункте 2 п. 4 ст. 39 «свидетельства и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок выдаются с учетом максимального количества  транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей». Т.е. уполномоченному органу необходимо предусмотреть установление (открытие) такого маршрута, на котором требовалось бы такое же количество единиц подвижного состава, которое ранее использовалось каждым из перевозчиком на маршруте?

Ответ.

Из части 4 статьи 39 следует, что в случае «разделения» маршрута каждый перевозчик должен сохранить право осуществления тех перевозок, которое он выполнял до этого разделения. Т.е. должны быть открыты «дублирующие» маршруты. При этом в соответствии с частью 10 статьи 39 нормативные правые акты субъектов РФ и муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с данными положениями закона.

Случаи, когда перевозчик отказывается от получения свидетельства (не только при «разделении» маршрута, но и без разделения, когда, например, маршрут был «навязан» ему в качестве «довеска» к выгодному маршруту) законом не урегулированы. В этой связи РАС обратился к Е.С. Москвичеву с предложением о срочном внесении изменений в закон в целях урегулирования этого и других нерешенных вопросов.

6. Вопрос:

Ст. 39 Федерального закона определен порядок выдачи карты маршрута и свидетельства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации, на основании действующих документов на организацию регулярных перевозок по маршрутам (договоры, разрешения, паспорта, расписания) сроком действия пять лет. Однако в ст. 39 не указано, подлежат ли данные свидетельства и карты маршрута пролонгации.

Вопрос: Можно ли к данным свидетельствам и картам маршрута применить нормы ст. 19 (действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет, количество таких продлений не ограничивается)?

Ответ: Нужно. Однако в законе по этому поводу имеется правовая неопределенность. Поэтому РАС обратился к Е.С. Москвичеву с предложением внести в закон изменения, направленные, в том числе, и на решение данной проблемы

7. Вопрос:

Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 24, определяется максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем?

Ответ: Этот срок предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств. Например, использование для перевозок по маршруту транспортных средств со сроком эксплуатации не больше 5 лет.

8. Вопрос:

Федеральным законом определены критерии конкурсного отбора, которые не содержат критериев, направленных на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».

Вопрос: Являются ли критерии исчерпывающими или можно установить иные критерии конкурсного отбора?

Ответ: Нельзя

9. Вопрос:

В процедуре оценки заявок присутствует такой критерий как: влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).

Вопрос: В случае использования перевозчиком права взять на себя обязательство по приобретению транспортных средств, каким образом орган местного самоуправления проверяет данные транспортные средства на соответствие заявленным характеристикам (их наличию), только на основании документов? Возможно ли в таком случае проводить осмотр транспортных средств?

Ответ:

Перевозчик подтверждает выполнение обязательств по приобретению транспортных средств посредством начала осуществления перевозок в установленные конкурсной документацией сроки с использованием подвижного состава, соответствующего установленным требованиям. Правовыми последствиями нарушения этих обязательств может быть прекращение действия выданного такому перевозчику свидетельства в установленном законом порядке.
В настоящее время готовятся изменения в закон, направленные на упрощение порядка прекращения действия свидетельства, в том числе в случае нарушения сроков начала осуществления перевозок по маршруту.

10. Вопрос:

В соответствии со ст. 29 Федерального закона действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, действие карт маршрута регулярных перевозок, выданных для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, приостанавливаются в случае приостановления действия лицензии на осуществление деятельности  по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Вопрос: Каким образом должно быть организовано транспортное обслуживание по маршруту регулярных перевозок на срок с даты приостановления действия свидетельства до возобновления его действия?

Ответ: Поскольку этот вопрос Федеральным законом № 220-ФЗ не урегулирован, то в соответствии со статьей 2 данного закона он может быть урегулирован НПА субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

11. Вопрос:

Исходя из норм Федерального закона, документ планирования регулярных перевозок должен предусматривать установление, изменение, отмену маршрутов регулярных перевозок. В соответствии со ст. 24 Федерального закона в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие  в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

Вопрос: Как документом планирования регулярных перевозок заранее предусмотреть отмену конкретного маршрута в данном случае?

Ответ: Порядок отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений Федерального закона № 220-ФЗ (часть 1 статьи 12).

Федеральным законом № 220-ФЗ предусматривается два основания для отмены маршрута:

1) если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок. Речь идет о маршруте, в отношении которого выдано свидетельство и перевозки осуществляются, но его дальнейшее существование признано нецелесообразным. Конкурс к таким маршрутам никакого отношения не имеет;

2) при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 7 статьи 24 (признание конкурса несостоявшимся). Отмена маршрута при наступлении данных обстоятельств является не обязанностью, а правом органа власти. При этом на конкурс выставляются только новые маршруты (установленные после 11 января 2016 года) либо маршруты, которые по каким-либо причинам «остались без перевозчика». Т.е. это не те маршруты, отмена которых предусмотрена документом планирования регулярных перевозок.

12. Вопрос:

Если договор на обслуживание маршрута заканчивается 31.12.2015. и администрация готовилась к проведению нового конкурса, то после выхода данного закона, имеет ли право прокуратура запретить проведение намеченного конкурса? Прокуратура ссылается на 39 статью пункт 10.  ( До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону)

Вопрос стоит остро, потому что часть перевозчиков закупила новую технику. И чью сторону примет суд, в случае обращения с жалобой на администрацию, которая не стала проводить конкурс?

Ответ: Пожалуйста, уточните, против чего возражает Прокуратура: против проведения конкурсов вообще или против их проведения в ранее действовавшем порядке. Если последнее, то непонятны основания для таких возражений, поскольку новый порядок проведения конкурсов вступит в силу только после 11 января 2016 года. До этого дня должен действовать «старый» порядок.

13. Вопрос:

Ст. 29 Федерального закона предусматриваются иные обстоятельства, которые утверждаются законом субъекта Российской Федерации, при наступлении которых уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее – свидетельство). Ст. 35 Федерального закона предусмотрен контроль иных, не указанных в части 1 ст. 35 Федерального закона, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Вопрос: Следует ли из этого, что законом субъекта Российской Федерации возможно предусмотреть обязанность перевозчика выполнять расписание движения автобусов по маршруту, путь следования по маршруту, а также иные требования, предусмотренные реестром регулярных перевозок, и предусмотреть ответственность перевозчика за нарушения таких обязанностей?

Ответ: Требования к осуществлению перевозок по регулируемым тарифам и ответственность перевозчиков за их невыполнение могут быть установлены государственными (муниципальными) контрактами.

Требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам могут быть установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 4 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ). Если такие требования будут установлены, то региональным КоАП за невыполнение данных требований может быть установлена административная ответственность за их невыполнение.

Частью 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы власти наделяются правом обращаться в суд с иском о прекращения действия свидетельства при наступлении определенных обстоятельств. Перечень таких обстоятельств может быть дополнен законом субъекта Российской Федерации. К их числу можно отнести, например, неоднократное привлечение перевозчика к административной ответственности за нарушения, предусмотренные региональным КоАП.

14. Вопрос:

Свидетельство подлежит переоформлению в случае продления срока его действия, изменения маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.

Карта маршрута регулярных перевозок подлежит переоформлению в случае продления срока ее действия, изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.

Вопрос : Если перевозчику переоформляется карта(ы) в связи со сменой класса транспортного средства, каким образом уполномоченный орган может переоформить свидетельство? Законом напрямую установлены конкретные случаи его переоформления и среди них нет основания – переофомление карты.

Ответ:

Одним из оснований для переоформления свидетельства является изменение маршрута, т.е. его параметров. Параметры маршрута определены частью 1 статьи 26 и указываются в реестре маршрутов. Одним из таких параметров (пункт 9 части 1 статьи 26) является максимальное количество транспортных средств различных классов. Следовательно изменение данного параметра является основанием для переоформления свидетельства.

15. Вопрос:

Если возникает необходимость увеличения кол-ва транспортных средств на маршруте в силу, к примеру, увеличения пассажиропотока, каким образом уполномоченный орган может переоформить карты и свидетельство перевозчику, обслуживающему маршрут, если такое основание переоформления законом не предусмотрено?

Ответ:

Увеличение количества транспортных средств является основанием для переоформления свидетельства (см ответ на вопрос 1). Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 12 порядок изменения маршрутов определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, то порядок оформления дополнительных карт маршрута в случае увеличения количества транспортных средств должен быть установлен этими актами.