Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФи о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Практическая реализация Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) показала наличие неурегулированных проблем, требующих оперативного решения.

В частности, в соответствии с Законом организация перевозок по межрегиональным маршрутам в границах Краснодарского края и Республики Адыгея отнесена к полномочиям федерального органа исполнительной власти. Однако, учитывая особенности географического положения Республики Адыгея, данные маршруты следует отнести к смежным региональным маршрутам, организация перевозок по которым в соответствии с Законом отнесена к полномочиям органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Целесообразность такого решения высказана в письме Администрации Краснодарского края от 14.08.2015 № 60-6233/15-07-21.

Частью 1 статьи 17 предусматривается обязанность уполномоченных органов власти помимо маршрутов для перевозок по регулируемым тарифам устанавливать также маршруты для перевозок по нерегулируемым тарифам. Однако, учитывая планы оптимизации маршрутной сети в г. Москве и ряде других городов Российской Федерации, установление таких маршрутов должно быть не обязанностью, а правом уполномоченных органов власти.

Законом предусмотрено, что в случае, если перевозчик несанкционированно прекращает перевозки, временно (на период проведения конкурса по отбору нового перевозчика ) его можно заменить на маршруте другим перевозчиком только в том случае, если будет решение суда о прекращении действия свидетельства с об осуществлении перевозок по данному маршруту (далее – свидетельство).. В результате перевозки на маршруте должны быть прекращены в течение длительного срока, что приведет к ущемлению интересов пассажиров.

Для недопущения этого предлагается наделить уполномоченные органы власти правом в случае несанкционированного прекращения перевозок прекращать действие свидетельства без решения суда и назначать на период проведения конкурса временного перевозчика.

В Законе не определены порядок действий и полномочия органов власти в случае приостановления действия свидетельства. Также не определены особенности приостановления действия свидетельства в случае, когда оно выдано участникам договора простого товарищества.

В этой связи предлагается:

- уточнить, что основанием для приостановления действия свидетельства, выданного участникам договора простого товарищества, является приостановление действия лицензии хотя бы у одного из членов товарищества;

- приравнять приостановление действия свидетельства к случаям, при которых органам власти разрешается назначать временного перевозчика;

- установить, что в случае приостановления действия ранее выданного свидетельства временный перевозчик может быть назначен на срок его приостановления.

Для перевозок по межрегиональным маршрутам Законом установлен запрет на посадку (высадку) пассажиров на территории поселения, в котором имеется автовокзал или автостанция, в иных местах кроме этих автовокзала или автостанции.

Однако в настоящее время действует значительное количество межрегиональных маршрутов (особенно в сообщении между близлежащими населенными пунктами, расположенными в сопредельных субъектах Российской Федерации), где посадка и высадка пассажиров осуществляется помимо автовокзалов и автостанций также и в других местах концентрации пассажиров. Это продиктовано, в первую очередь, обеспечением удобств для населения, поскольку остановки автобуса приближены к местам проживания граждан. При этом короткая протяженность таких межрегиональных маршрутов и относительно большое количество выполняемых рейсов не требуют организации зала ожидания, комнаты матери и ребенка, туалетов, камеры хранения вещей и т.п.

Для решения данной проблемы предлагается узаконить сложившуюся практику, предусмотрев возможность включения в состав коротких межрегиональных маршрутов (протяженностью до 50 км включительно) иных остановочных пунктов, кроме автовокзалов и автостанций.

Законом установлена обязанность владельцев остановочных пунктов межрегиональных маршрутов представлять сведения о пропускной способности и фактической загрузке данных остановочных пунктов. Эти сведения необходимы для того, чтобы перевозчики при разработке предложений об открытии новых межрегиональных маршрутов могли определиться с наличием резервов пропускной способности тех остановочных пунктов, которые они хотели бы включить в состав нового маршрута. Однако, анализ сведений, которые в соответствии с Законом перевозчики представили в Минтранс России, показал, что общее количество таких остановочных пунктов превышает 6 тысяч. При этом менее 5% из них расположены в крупных городах, где пропускная способность остановочных пунктов действительно играет существенную роль при принятии решения об открытии нового маршрута. Таким образом, сохранение указанного требования приведет к необоснованному избыточному обременению владельцев остановочных пунктов.

Для решения этой проблемы предлагается внести в Закон изменения, предусматривающие обязанность представления сведений о пропускной способности и фактической загрузке только тех остановочных пунктов, которые размещаются на территориях автовокзалов, автостанций, а также иных остановочных пунктов, расположенных в границах поселений с численностью населения свыше ста тысяч человек.

Положения пункта 3 части 2 и пункта 2 части 4 Закона противоречат друг другу. В целях устранения данного противоречия предлагается установить данными пунктами обязанность представления документов, подтверждающих назначение объекта недвижимости, только в отношении автовокзалов и автостанций.

Статьей 38 Закона введена обязанность согласования мест посадки (высадки) пассажиров при осуществлении заказных перевозок в сообщении между субъектами РФ с местными органами власти. Данная норма введена в целях предотвращения осуществления регулярных перевозок под видом заказных. Однако точно такие же проблемы имеются и при осуществлении перевозок в границах одного субъекта РФ. Кроме того, Законом предусматривается согласование мест посадки (высадки) пассажиров при осуществлении любой заказной перевозки, в том числе разовой, что, как показала практика, технически невозможно.

В этой связи предлагается распространить требование о согласовании мест посадки (высадки) пассажиров при осуществлении заказных перевозок на перевозки по маршрутам в границах одного субъекта Российской Федерации. При этом ограничить обязанность такого согласования только теми перевозками, которые осуществляются не менее 4 дней в месяц.

Статьей 39 предусмотрена выдача через полгода со дня опубликования Закона сначала временной (на срок ранее предоставленного права осуществления таких перевозок), а потом постоянной карты маршрута. При этом если такое право предоставлено без указания срока, то временная карта должна быть выдана на срок до окончания года со дня опубликования Закона, т.е. на 3-4 месяца.

По мнению органов власти, выдача временных карт маршрута является избыточным обременением, как для них, так и для перевозчиков.

В этой связи предлагается установить, что свидетельства и карты маршрута выдаются одновременно и на постоянной основе. Они должны начать действовать по истечении срока, на который перевозчику было предоставлено право осуществления перевозок по соответствующим маршрутам до вступления Закона в силу в соответствии с заключенным с ним договором, нормативным правовым актом или паспортом маршрута. При этом до истечения этого срока перевозки должны осуществляться в порядке, действовавшем до вступления Закона в силу.

Законом предусматривается, что первые свидетельства и карты муниципальных и межмуниципальных маршрутов должны быть выданы на срок 5 лет. При этом порядок действий органов власти по истечении этого срока не определен.

В целях устранения этой неопределенности предлагается распространить на эти свидетельства и карты маршрута порядок продления срока их действия, который частью 5 статьи 19 статьей Закона предусмотрен в отношении таких документов, выданных по результатам конкурса.

Закон отменяет тарифное регулирование перевозок, которые не финансируются бюджетом. При этом переход к новому порядку тарифного регулирования Законом не установлен, что вызывает вопросы у органов власти и перевозчиков.

Для решения данной проблемы предлагается дополнить Закон нормой, предусматривающей помаршрутную отмену тарифного регулирования таких перевозок со дня начала действия свидетельств на маршрут, выданных в порядке, предусмотренном в переходный период (статья 39 Закона).

Законом не определены порядок действий и полномочия органов власти в случае, если в переходный период перевозчик не обратился с заявлением о выдаче свидетельства и прекратил осуществление перевозок.

В интересах пассажиров предлагается наделить органы власти правом в таких случаях без проведения конкурса назначать на соответствующий маршрут временного перевозчика на срок, необходимый для проведения конкурса по выбору постоянного перевозчика.