Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

23.06.2016 г. Сочи

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уже несколько десятков лет главной проблемой пассажирского автомобильного транспорта остается его хроническое недофинансирование региональными и местными бюджетами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с одной стороны сдерживают рост тарифов на перевозки, а с другой - оплачивают выполненную транспортную работу не в соответствии с ее реальной стоимостью, а исходя из лимитов бюджетных расходов, которые сами отводят на эти цели.

Результатом такой политики стало фактическое банкротство большинства государственных и муниципальных транспортных предприятий. На очереди частные транспортные компании.

Наши зарубежные коллеги не могут понять, почему в России регулярные пассажирские перевозки, финансируемые с участием бюджетных средств, являются, по сути, благотворительностью, а не обычной коммерческой деятельностью, как это принято в европейских странах.

Мы постоянно слышим из уст высокопоставленных федеральных чиновников о необходимости улучшения в стране инвестиционного климата и поддержки малого бизнеса. Однако в сложившихся условиях частные перевозчики, свыше восьмидесяти процентов которых относятся к субъектам малого предпринимательства, не видят для себя перспектив дальнейшего развития.

Большие надежды мы возлагали на Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», который был принят в июле прошлого года. Им предусматривался переход на контрактную систему взаимоотношений перевозчиков с органами власти. При этом в соответствии с законом начальная цена контракта должна определяться с использованием методов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Приоритетным из них является метод сопоставимых рыночных цен, что согласуется с практикой европейских стран, в которых переход на контрактую систему в сфере пассажирского транспорта состоялся 40 лет назад.

Законом четко определено, что предметом государственного (муниципального) контракта является транспортная работа, т.е. количество закупаемых заказчиком рейсов, километров пробега или часов работы транспортных средств. Следовательно, если по условиям контракта выручка от оплаты проезда остается в распоряжении перевозчика, то его начальная цена должна определяться как разница между стоимостью транспортной работы и этой выручкой.

Однако первые результаты применения контрактной системы в Российской Федерации откровенно шокируют. Органы власти беззастенчиво выдают за метод сопоставимых рыночных цен нечто такое, чего мировая практика до сих пор не знала.

Показательной в этом плане является документация о проведении торгов, подготовленная администрациями городов Красноярска и Томска.

В первом случае предлагается заключить муниципальные контракты сроком на 5 лет, а во втором - на три года. При этом, несмотря на то, что по условиям всех контрактов выручка от оплаты проезда остается в распоряжении перевозчика, тарифы, от которых зависит объем этой выручки, предусматривается устанавливать ежегодно уже в процессе выполнения контракта. Таким образом, на день размещения информации о проведении торгов оценить ожидаемый объем выручки от оплаты проезда не представляется возможным, и, следовательно, участники торгов не могут сформировать свое ценовое предложение.

Тем не менее, заказчикам удалось каким-то образом определить начальную цену данных контрактов, которая для всех маршрутов г. Красноярска оказалась равно 0 рублей, а для всех маршрутов г. Томска - 3 тыс. рублей. При этом, как следует из документации о проведении торгов, для определения начальной цены каждого такого контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен.

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в отношении регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам возложен соответственно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, и органы местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Задачами такого контроля является недопущение необоснованно завышенных бюджетных расходов. В то же время данные органы не осуществляют контроль за намеренным занижением заказчиком начальной цены контракта и корректностью применения того или иного метода ее определения. Тем более что утвержденные приказом Минэкономразвития России Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта совершенно не учитывают особенности заключений таких контрактов в сфере пассажирского транспорта.

Исправить эту ситуацию могло бы утверждение особого порядка определения начальной цены государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, связанных с осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Правовым основанием для этого является часть 22 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которой предусмотрена возможность определения Правительством Российской Федерации видов деятельности, в отношении которых устанавливается особый порядок определения начальной цены контракта и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного устанавливать такой порядок.

По нашим сведениям Минтранс России больше года назад обратился в Правительство Российской Федерации с соответствующим предложением. Однако никакого решения до сих пор не принято.

В этой связи мы убедительно просим Вас, Дмитрий Анатольевич, ускорить рассмотрение этого жизненно важного для нас вопроса.

От имени участников Общего собрания

Президент Российского автотранспортного союза    О.И. Старовойтов