Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

В общественном транспорте Екатеринбурга уже вторую неделю в тестовом режиме работает пересадочный, или, как его еще называют, повременной тариф, который позволяет за полчаса или за час сделать неограниченное количество пересадок между маршрутами за фиксированную цену. Хотя администрация города рапортует о том, что технических проблем с работой тарифа нет и он может быть запущен для общего использования до конца года, в социальных сетях разливаются полноводные реки ненависти к новой системе. Пользователи считают, что в конечном итоге новая система будет неудобной, их обманут и заставят платить больше. При этом складывается ощущение, что некоторые из них до конца не понимают, как повременной тариф работает. Насколько в таком случае обоснованно это недовольство? Давайте разберемся.

Прежде всего — небольшой ликбез. Сейчас за 28 рублей обладатель повременной карты может совершить неограниченное количество пересадок в транспорте (пока только в трамвае и троллейбусе, позже к системе подсоединят и остальные виды транспорта) в течение получаса. За 40 рублей пересаживаться можно в течение часа.

Речь идет только о фиксации пересадок в течение этого времени, то есть если вы в последнюю минуту отведенного времени зарегистрировались даже в пятом по счету трамвае, дополнительно платить не придется. Вам отобьют билет со стоимостью «0 рублей», и вы можете ехать хоть от Эльмаша до Керамики – за эту поездку вы уже честно заплатили. Если же вы фиксируете поездку уже после того как отведенный час истек – придется новую поездку оплатить, таковы правила. Поэтому на пересадках к кондуктору лучше идти сразу, чтобы потом не было мучительно больно. Но это не значит, что через час вас выгонят из трамвая – в стоимость включен весь маршрут, за который вы уже получили билет.

Билеты с ценой за проезд 0 рублейСтраница на Facebook Ларисы Бузуновой

«Это скрытое повышение стоимости проезда!»

Хотя правила и логика системы предельно просты, недовольные находятся даже среди тестировщиков, хорошо осведомленных о том, как тариф работает. «30 минут на пересадку — это полная профанация! Почти никто не едет до пересадки пару остановок, большинство нуждающихся в пересадке едут из отдаленного района до центра, а там пересаживаются на другой маршрут. Нет возможности моментально зарегистрировать пересадку в следующем трамвае, так как валидаторы не размещены на поручнях, как это сделано во всех нормальных странах, а их носят кондукторы. В итоге, даже успев за 30 минут пересесть в новый трамвай, все равно придется заплатить за новую поездку 28 рублей. Таким образом, повременной тариф – это не что иное, как скрытое повышение стоимости проезда», – цитирует одного из бета-тестеров повременного тарифа в Facebook главный редактор «Эха Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев.

Мнение о том, что повременной тариф – это завуалированное повышение стоимости проезда, вообще достаточно распространено. Но это заблуждение. Есть абстрактное «большинство», оно ездит по правилам, существующим только в воображении комментатора, есть злые чиновники, которые только и хотят заставить его выкладывать из кармана на два рубля за поездку больше. Реальность может выглядеть несколько иначе.

В первую очередь потому, что никто не отменяет действующие тарифы и не заставляет ездить по «повременному», отдавая кровные 28, а то и 40 рублей.

Нужна тебе одна поездка – пожалуйста, заплати за нее один раз, хоть деньгами, хоть Екартой (по которой они дешевле) и спокойно езжай. Не все нововведения одинаково полезны для всех, но это не повод идти на них с вилами – кому-то они определенно позволят сэкономить, а вам никакого вреда не принесут.

Так выглядит тестовая Екарта с повременным тарифом

Например, на Эльмаше есть удобный короткий маршрут троллейбуса №16: ходит довольно часто, довозит от окраины до пересадочного узла «Педагогический институт», от которого в любом направлении можно уехать хоть на троллейбусе, хоть на трамвае, хоть на метро. От конечной до конечной он идет как раз 30 минут, то есть у людей, которые подсаживаются на него на любой промежуточной остановке, есть небольшой люфт, чтобы зарегистрироваться в следующем транспорте и поехать дальше. Я как один из бета-тестеров тарифа могу подтвердить – от мегапопулярной остановки на середине маршрута «Краснофлотцев», где находится районная больница, доехать до узла можно за 11 минут, и дальше ехать куда можно – благо, транспорта там полно. О'кей, пусть 30 минут для этого места будет маловато, возьмем 60 минут – 40 рублей за две и более поездок. Выгодно? Конечно, ведь при действующей системе пришлось бы отдать все 56 рублей. 

Или, например, чтобы уехать с Вторчермета (пер. Рижский) в центр нужно либо долго ждать нужный трамвай, либо делать три пересадки, которые можно уложить в час. 84 рубля против 40 по пересадочной карте? Дайте две.

В ответ, конечно, говорят – есть маршруты большей протяженности, а еще пробки, и вообще – вдруг встанут трамваи и куда тогда деваться? Получается – деньги впустую? Разумно. Но это только кажется аргументом против тарифа, хотя пользы в этом «ценном» замечании практически нет. Все это есть и сейчас, и люди, которые попадают в такую ситуацию, тоже платят дважды, трижды и так далее. К сожалению, форс-мажоры в городе бывают, застраховаться от них нельзя и пересадочный тариф этой проблемы не решит. Ее решит перенастройка транспортной системы, сокращение числа автотранспорта, обособление трамвайных путей и обновление парка и т.д. Только это к тарифу не относится, поэтому оставим демагогию за бортом.

Второй важный вопрос – стоимость часового тарифа. «Почему нельзя сделать 26 рублей за час, а не 40 рублей – мы бы тогда ездили!» – спрашивают критики. Я тоже был бы счастлив платить за проезд и меньшие деньги, а лучше вообще не платить, как жители Таллинна, однако такой опции никто не предлагает. Факт остается в том, что даже с одной пересадкой 40 рублей за час – все еще дешевле, чем любой другой вариант оплаты проезда (кроме поездки на трамвайной «колбасе», которую, я надеюсь, наши читатели не практикуют). Если это дорого – пользуйтесь текущими тарифами и спите спокойно. Или вы можете попробовать оспорить стоимость поездки в суде – только трезво оценивайте свои шансы на успех.

Что с тарифом действительно не так

С тарифом на самом деле все нормально. Но есть вещи, на которые администрации стоит обратить внимание, чтобы транспортную реформу не пришлось переносить с 2019 на 2021 год.

Гармонизация движения. Если транспорт идет не по расписанию, не по маршруту и с большими интервалами, если после девяти вечера все трамваи и автобусы едут в парк, то никакой часовой тариф не поможет. Люди продолжат переплачивать за поездки, будут клеймить администрацию за то, что сломали все, что работало, и так далее. Но пока нам обещают, что к 2019 году всю систему наладят, и если это произойдет по плану – в выигрыше окажутся все. Кто хочет платить за одну отдельную поездку, продолжит это делать, кому нужны пересадки – тот сможет ускорить свое передвижение, садясь на первый попавшийся маршрут и пересаживаясь, где нужно, не переплачивая за дальнейшее движение. Идеально будет, если в систему пересадок включат и метро — пока чиновники говорят об этом не особенно уверенно (не отрицая и не подтверждая), но без метро пересадочный тариф будет полумерой. К сожалению, чтобы узнать, останется ли тариф узкоспециализированной игрушкой или станет массовым, придется подождать окончания реформы маршрутной сети. Подождем.

Инфраструктура. Тестеры правы – ты можешь пересесть вовремя, но не успеть добраться до кондуктора и заплатить еще раз, что опять же обессмысливает тариф. Поэтому в транспорте стоит установить валидаторы на одном из входов. Желающие «зафиксироваться» будут с большим удовольствием добровольно прикладывать карточки, чтобы не вылететь из лимита, и не будут беспокоить по этому поводу кондукторов. Когда-то в трамваях Екатеринбурга уже были валидаторы «самообслуживания» – не вижу причин, чтобы эту практику не продолжить. В конце концов, получает же «И-сеть» свои деньги за обслуживание системы и инфраструктуры – может быть, она поможет городу поставить валидаторы? Если прогноз администрации оправдается, и пассажиропоток после реформы вырастет, они, должно быть, окупятся. 

Вариативность. Сегодня ты обязан выбрать, использовать тебе тариф 30 минут или тариф 60 минут (напомню – обычной тарифной сетки это никак не касается). То есть, вылетев за пределы 30 минут, ты заплатишь по 28 рублей дважды, и это совсем уже не выгодно. Вместо этого можно было бы сделать комплексный тариф: предположим, за старт первых 30 минут ты платишь 28 рублей, и пересаживаешься, сколько хочешь, но если ты фиксируешь новую поездку за пределами 30 минут, система списывает с тебя еще 12 рублей, до полной стоимости часового тарифа, и дает тебе еще полчаса пересадок. Я так понимаю, что если система может фиксировать время и списывать «0 рублей» во время пересадок, нет никаких ограничений для подобного изменения. Поправьте, если я заблуждаюсь. Если нет – это многим облегчит жизнь. Как, кстати, и возможность оплатить поездки двоих и более пассажиров по одной пересадочной карте – но я понимаю, что это уже совсем близко к фантастике.

Информирование. Сегодня нет практически ни одного СМИ в Екатеринбурге, которое не рассказало бы о новом тарифе и не отслеживало бы каждый чих в сторону транспортной системы. Администрация тоже регулярно выходит и на радио, и на телевидение, бесконечно объясняя одно и то же, но на деле – люди (даже некоторые журналисты, что вообще никуда не годится) все еще не знают, что к чему, как оно работает и не выгонят ли его из автобуса на ходу, если у него истекло время. И реки ненависти полнятся. Значит, нужно корректировать стратегию: вешать объявления в транспорте, на остановках, может быть, печатать рекламу со ссылкой на пояснения на билетах, а то и сами пояснения на билетах, чтобы дойти до каждого пассажира. Иначе повторится все то же самое, что мы видели зимой-весной этого года — вакханалия, популистские выступления и митинги, костры инквизиции с фамилиями отдельных чиновников возле них. 

Какой вывод для пассажиров? Пересадочный тариф – не панацея, он не исправит всех проблем транспортной системы и не позволит всем платить за проезд меньше. Но он позволит экономить тем, кого в силу каких-то причин транспортная система не жалует удобными прямыми маршрутами. Если вам он не нужен – это ваше право, заставлять им пользоваться никто не будет. Но от того, что сегодня у вас нет простуды, не значит, что в городе нужно запретить парацетамол.

Лично я пока вижу его как «страховку» — дополнение к основной транспортной карте с выгодным мне тарифом. И если я могу доехать куда-то прямым путем, я заплачу за поездку и забуду, если нет – я заплачу за поездку с пересадками и не буду переплачивать. Конечно, иметь две «Екарты», может быть, не очень удобно. Но, во-первых, в моем случае это окупается, во-вторых – никто не заставляет так делать. Вы всегда можете просто просчитать наиболее выгодный для вас тариф и принять оптимальное решение: просто для кого-то это две карты, для кого-то карта с лимитом поездок, для кого-то — купить машину в кредит и ездить с комфортом. Новый тариф — это только дополнительная возможность сделать передвижения по городу более удобными для его жителей.

И еще одна вещь. Есть люди, которые убеждены, что когда закончится тестирование повременного тарифа, всех обманут, все остальные тарифы отменят, удобные трамваи утопят в городском пруду, и, чтобы доехать две остановки, придется заплатить трижды. Это, конечно, не так, о чем много раз говорили в администрации, и оснований не верить этому нет. Но если правда обманут – я первым же куплю автомобиль в кредит и буду парковаться на газонах в знак протеста. Так победим!