Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

ВЕДУЩИЙ: Минтранс предлагает на два года снизить НДС на внутрирегиональные перевозки. Власти могут зарезервировать в антикризисном фонде до 800 миллионов рублей. Как еще поддержат авиаотрасль, нам рассказал министр транспорта Максим Соколов.

КОРР.: Максим Юрьевич, здравствуйте.

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Добрый день, Эвелина.

Начну с текущей повестки дня. Российские авиаперевозчики заявляют о том, что отрасль может вступить в рецессию в этом году и просят поддержки государства. Что Минтранс, в свою очередь, предлагает для поддержки отрасли?

На протяжении последних нескольких лет авиационная отрасль показывала не просто высокие, а очень высокие темпы своего развития и роста. Даже прошлый, 2014 год, который, в общем-то, начался особенно активный летний туристический сезон с кризиса или, может быть, даже сказать - краха туристической отрасли, для авиации вышел все равно с плюсом. Объем авиационных перевозок вырос на 10 процентов, даже чуть более. Мы перешагнули планку 93 миллиона пассажиров, и это абсолютный рекорд. В аэропортах страны было обслужено в целом более 150 миллионов пассажиров и клиентов, и это стало хорошим ресурсом для продолжения инвестиций в развитие аэропортовой инфраструктуры нашей страны. Но, конечно же, это общая экономическая ситуация, мы ожидаем некую коррекцию в 2015 году. Есть такой коррелятор, который предполагает, что на 1 процент роста или изменения ВВП приходится 1 процент роста авиационных перевозок. Кстати, в предыдущие годы в части авиации он не срабатывал. Но в этом году, я думаю, что конечно, такого активного роста или вообще роста авиационных перевозок не будет. И здесь якорем - в плохом смысле этого слова - для авиации будут международные авиаперевозки. Понятно, что туристическая привлекательность зарубежных поездок ввиду курсовой разницы, инфляции в этом направлении, резко снизилась. И конечно, отрицательную динамику, безусловно, покажет именно международный сектор. Но внутренние, внутрирегиональные перевозки, мы считаем, что по-прежнему будут расти. И динамика января месяца об этом уверенно говорит. И те программы поддержки развития внутренних перевозок, которые у нас были в прошлом году, этих программ пять, - мы все сохраняем в 2015 году. Причем, без каких-то секвестров. Общий объем непосредственно субсидий, направленных на этот сектор, будет исчисляться 8 миллиардами 700 миллионами рублей.

Это больше, чем в прошлом году?

Это столько же, сколько в прошлом году. И конечно же, это сильно поддержит авиацию в этот непростой период.

Какие-то экстраординарные меры собираетесь предпринимать?

Да, в соответствии с антикризисным планом, утвержденным председателем правительства, мы планируем выступить с законодательной инициативой в части снижения НДС на внутрирегиональные перевозки с 18 до 10 процентов. Эта антикризисная мера, как мы предполагаем, будет распространяться на два года. Также мы предусматриваем возможность резерва средств в антикризисном фонде в случае, если нам придется реализовывать полномочия по вывозу пассажиров или же оплате их билетов в случае краха или приостановки деятельности той или иной компании.

В каком объеме может быть зарезервировано...

Мы планируем, наше предложение -- до 800 миллионов рублей. Это серьезный объем, и конечно же, этих средств должно хватить в течение года.

В прошлом году такие суммы были предусмотрены?

Они были, но менее, в пределах 100 миллионов рублей.

И ими воспользовались?

Да, ими воспользовались, но в незначительном количестве, там часть резерва осталась и была возвращена в бюджет.

Но в этот раз существенно - 800 миллионов. Получается, ожидаете, что, наверное...

Ну, это страховка. В конечном счете, если она не будет реализована, то бюджет от этого ничего не потеряет, эти средства вернутся в полном объеме.

Но так как больше средств зарезервировано, наверное, ждете, что непростые времена ожидают авиакомпании.

Решения правительства пока по этому поводу нет, это наши предложения в части реализации антикризисного плана. И помимо этого, мы можем предложить еще дополнительные программы по субсидированию, сверх тех, которые я обозначил, в объеме примерно до 1 миллиарда рублей. Это, конечно, тоже поддержит наши не только авиакомпании, но и аэропорты, всех, кто завязан на авиационный бизнес в кризисный период, и позволит сохранить если не те высокие темпы роста, то по крайней мере стабильность в этой ситуации.

По какому принципу эти деньги будут распределяться? Вы говорите о достаточно больших суммах, но кому они достанутся?

Все решения по субсидированию этих перевозок определяются на уровне правительства Российской Федерации соответствующими постановлениями. Мы по-прежнему планируем достаточно серьезные средства, более 3,5 миллиардов рублей направить на поддержку социальных перевозок с Дальнего Востока и Восточной Сибири, севера.

Мы об этом еще поговорим.

И также, конечно же, поддержки программ туристических поездок в Крым, в Крымский федеральный округ.

Вы говорите о поддержке в основном внутренних перевозок, но говорите, что пострадают международные. А какие-то программы по поддержке и международных перевозок предусмотрены, планируете?

Я не думаю, что это задача государства - поддерживать именно международные перевозки. В принципе, авиация, особенно в нашей стране, где зачастую именно авиасвязь является единственно возможной связью населения с Большой землей, она выполняет не только задачу по мобильности населения, но и по доступности транспортной инфраструктуры для оказания соответствующих услуг всем гражданам. Поэтому если говорить о поддержке именно за счет средств федерального бюджета, да и за счет средств региональных бюджетов, - многие из субъектов, особенно расположенные в наших северных или дальневосточных регионах, они имеют свои серьезные программы субсидирования авиаперевозок, как раз и должны быть направлены на то, чтобы обеспечивать эту социальную функцию: доступность авиаперевозок, а не их мобильность.

Давайте о предстоящем отпускном сезоне. Еще на улице зима, но тем не менее...

Но некоторые и зимой любят отдыхать.

Да, о перевозках по крымскому направлению. Что показал 2014-ый, и что планируете изменить в 2015-ом? Возможно, увеличить рейсы, возможно, увеличить представительство авиакомпаний на этом направлении?

2014 год показал достаточно уникальные результаты, когда буквально за один год, а даже фактически меньше, за один сезон аэропорт Симферополя вошел в десятку крупнейших аэропортов нашей страны, обслужив 2 миллиона 600 тысяч человек. В принципе, по своим показателям он вплотную приблизился к Сочинскому аэропорту, включая в том числе и зимний олимпийский период. Хотя инфраструктура аэропорта Сочи создавалась, как вы знаете, несколько лет до Олимпийских игр. А сегодняшняя аэропортовая и аэродромная инфраструктура Симферопольского аэропорта, конечно, это, что называется, привет еще из прошлого. И нам предстоит очень быстро создать аэропорт совершенно нового качества и уровня. Причем, уже предопределяя рост интереса пассажиров - всех, кто хочет отдохнуть в Крыму, мы закладываем решения, которые будут отвечать не сегодняшнему и даже не завтрашнему уровню объема авиаперевозок, а выходить на планку 7 миллионов пассажиров в год - то есть, в 2-2,5 раза превышая сегодняшние показатели. Работы по мастер-плану - это основа планирования будущей деятельности аэропорта, - уже идут. Они завершатся к середине этого года, после чего начнется проектирование нового аэровокзального комплекса. Мы уже понимаем, где он будет находиться, и какая инфраструктура - как аэродромная, так и соответствующая дорожная подъездная инфраструктура должна быть создана для того, чтобы это был аэропорт международного уровня, отвечающий всем современным стандартам. Федеральной целевой программой развития Крыма на это заложено соответствующие средства, порядка 13 миллиардов рублей.

Это в основном государственные деньги?

Это государственные деньги. Но строительство самого аэровокзального комплекса, мы предполагаем, будет реализовано за счет внебюджетных источников. Ну, может быть, не в рамках концессии, но по крайней мере, на принципах государственно-частного партнерства. И конечно же, это будет современный красивый аэропорт, в который будет комфортно и приятно прилетать всем.

Что касается количества рейсов - стоит ли их увеличивать?

В пиковые дни прошлого года аэропорт Симферополя обслуживал порядка 150 рейсов, это очень хороший показатель. Самолета прилетали из тридцати городов страны, двадцати наших российских авиакомпаний. И мы рассчитываем, что эта планка сохранится и в рамках 2015 года. Мы проведем улучшение качества, мероприятия по улучшению качества обслуживания в аэропорту Симферополя и надеемся, что те показатели, которые были по итогам прошлого года, будут еще увеличены в 2015 году. По крайней мере, сегодня аэропорт обслуживает в четыре раза больше пассажиров, чем в зимний сезон прошлого года.

О каких сроках может идти речь? Когда появится этот настоящий хаб в Симферополе, который сможет принять до 7 миллионов пассажиров?

Конечно, быстро такой проект реализовать невозможно ни по техническим, ни по строительным даже нормам. Как правило, проекты такого масштаба реализуются три-четыре года. Мы постараемся вместе с правительством республики Крым, и с инвестором максимально ускориться, чтобы запараллелить все процессы, в том числе и по развитию систем управления воздушным движением, развитию аэродромной инфраструктуры, ну и созданию самого аэровокзального комплекса. И к 2018 уже году, или в 2018 году открыть перелеты в новый современный терминал.

Хорошо, аэропорт есть, самолеты летают. Вопрос в поддержке финансовой. Все-таки дороговато, наверное, жителям Дальнего Востока и Сибири летать в Крым. Сохранятся ли программы по субсидированию перелета в Москву...

Мы нацелены на сохранение всех программ. И сегодня в рамках работы нашего форума, выставки по развитию инфраструктуры аэропортов Российской Федерации. Говорилось уже о том, что на многих направлениях, особенно там, где была создана конкурентная среда, например, в Красноярске, за последний десятилетний период цены на авиаперелеты не то что выросли в соответствии с инфляцией, а даже снизились в два, в три раза. И в общем-то, во многом этому способствовали и программы, программы поддержки из федерального бюджета, субсидии, направленные на так называемые социальные перевозки. Сегодня ими могут воспользоваться молодые граждане до 23 лет, а также люди пенсионного возраста, инвалиды и сопровождающие их лица. И здесь скидка на такие авиаперелеты составляет 50 процентов, что, конечно, серьезная поддержка бюджетам этих социальных групп. Более сорока направлений функционировали в прошлом году, и мы рассчитываем, что и в этом году это количество направлений сохранится, может быть, даже где откроем новые маршруты.

То есть, урезана вот эта часть расходов не будет?

Не будет. Более того, непосредственно на поддержку внутрирегиональных перелетов, уже по другой программе, которая предполагает субсидирование не конкретного пассажира, а целого направления, - объем этой программы тоже порядка 3,5 миллиардов рублей, - так вот, только на Дальний Восток будет направлено 1 миллиард 300 миллионов.

А еще какие направления, кроме Дальнего Востока?

Ну конечно же, мы будем поддерживать Сибирь и большое количество субъектов Сибирского федеральных округа примут участие в этой программе. Северо-запад, Северокавказский округ. Ну и, конечно же, Крым, как я уже на самом деле.

Вот вы сами упомянули о том, что цены на билеты снижаются. Мы как-то привыкли, что они снижаются. И большую роль играет в этом, конечно, конкуренция. Компаний много, и кто-то, может быть, демпингует. Как вы думаете, в этом году такая тенденция сохранится? Все-таки конкуренция - это двигатель прогресса, и в том числе в авиационной отрасли.

Конкурентную среду мы обязательно сохраним. Более того, правительство рассматривает варианты поддержки компаний, которые могут попасть в непростую ситуацию. Поскольку большая часть затрат компаний структурирована именно в твердой валюте, то, конечно же, цены на перелеты по международным направлениям, объективно, вырастут. Что же касается внутреннего рынка, то мы и за счет программ федеральной поддержки, и за счет повышения эффективности маршрутных сеток каждой из авиакомпаний - и крупнейших, и региональных, - стараемся вместе с компаниями принять именно такие решения, где при сохранении конкуренции будут реализованы те направления, которые являются экономически выгодными, чтобы компании не летали в убыток. А значит, дополнительно не перегружали свои финансовые модели, в том числе увеличивая риски банкротства. Такая работа системно ведется в Росавиации, Минтранс эту работу координирует. И правительство Российской Федерации в случае необходимости тоже может подставить финансовое плечо для решения этой задачи.

Это не значит, что количество направлений сократится? Какие-то города могут остаться без авиасообщения?

Пока мы видим, и это тоже тенденция прошлых лет, что количество направлений внутри нашей страны растет примерно на сто направлений в год. И конечно же, ориентируемся на то, что по максимум, в том числе за счет таких программ, как пилотный проект в Приволжском федеральном округе, который реализуется уже третий год, успешно реализуется, нам удастся, по крайней мере, если не увеличить, то сохранить количество направлений, по которым сегодня пассажиры летают внутри страны.

"Приволжский проект" - можно чуть поподробнее?

Приволжский проект - он реализуется в этом году, как я уже сказал, третий год подряд. Это модель, направленная на софинансирование авиаперевозок внутри столиц Приволжского федеральных округа. Всего задействованы 33 направления. И она уникальна тем, что не только бюджет Российской Федерации, министерство транспорта, но и бюджеты всех субъектов, расположенных в Приволжском федеральном округе, участвуют в софинансировании этого проекта. За счет этого нам удается добиться такого, как говорят, синергетического эффекта, когда все города округа связаны между собой авиалиниями. Более того, были приобретены новые региональные самолеты класса Cessna L-419, которые успешно выполняю эту функцию.

Инвестиции в строительство и реконструкцию аэропортов в этом году тоже будут сокращены. Но согласитесь, что развитие авиаотрасли невозможно без вложений в инфраструктуру.

Основная задача, которая стоит перед нами, особенно в части развития аэродромной инфраструктуры, - это обеспечение подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, и мы эту задачу уже выполняем. Поэтому те аэропорты, - а их одиннадцать, одиннадцать городов, которые будут задействованы в рамках чемпионата мира по футболу для обслуживания зрителей и других клиентских групп, эти проекты будут реализованы в полном объеме. И сегодня такие проекты уже активно идут. Буквально совсем скоро будет введен современный аэропорт в городе Самара. Мое мнение, что это будет самый красивейший аэропорт в своем классе - до 5 миллионов человек. В высокой степени готовности даже в рамках текущего года будут завершены первые этапы по реконструкции аэровокзальных комплексов в Нижнем Новгороде, Калининграде. Мы в конце прошлого года начали строительство нового аэропорта с нуля - это касается и взлетно-посадочных полос, и нового терминала, в Ростове-на-Дону. Есть конкретные планы по реконструкции аэропортов Волгограда, Саранска. И, как я уже сказал, всех городов, где будет проходить чемпионат мира. Но не только чемпионат мира. В этом году у нас предстоит принимать... России предстоит принимать саммит глав государств ШОС, - и поэтому аэропорт Уфы тоже к этому мероприятию будет полностью реконструирован и введен в эксплуатацию. И другие региональные аэропорты, мы все-таки...

Появятся хабы и в регионах?

Да, где-то сокращаем инвестиции, но скорее не прекращаем проектов, не ставим крест на этих проектах. Может быть, они немножко будут отдалены во времени, но все равно реализованы в полном объеме. Это касается и аэропорта в Перми, где сейчас уже идет инвестиционный конкурс по выбору инвестора. И Хабаровск, и Норильск, и Архангельск, и Ставрополь - все это повестка ближайших нескольких лет работы тех, кто сегодня представляет авиацию.

www.mintrans.ru