Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

Конференция прошла в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Открывая конференцию, Министр заметил, что здесь собрались не только те, чьими научными интересами является тема государственно-частного партнерства, но и те, кто самым непосредственным образом сталкивается с данной проблематикой в реальной жизни.

 

Он особо отметил тот факт, что в аудитории много молодежи, которая «примет эстафету подготовки и реализации проектов ГЧП у более опытных специалистов».

М. Соколов выступил с докладом «Применение государственно-частного партнерства в сфере транспорта». По словам Министра, сегодня перед российской экономикой стоит задача мобилизации внутренних ресурсов для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры, в том числе и на принципах ГЧП. «Развитие механизмов ГЧП является одной из приоритетных задач региональных властей и объектом пристального внимания на федеральном уровне, -- сказал М. Соколов.

Одной из форм ГЧП является концессионное соглашение. По словам Министра, в настоящее время в различных стадиях реализации находится 41 транспортный проект. В большой степени практика применения концессионного механизма проработана в отношении автомобильных дорог. В первую очередь, это объясняется тем, что полномочия концедента вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Среди успешных дорожных проектов Министр назвал строительство и эксплуатацию на платной основе «Нового выхода на МКАД с автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск» и концессионные соглашения в отношении участков с 15 по 58 км и с 543 по 684 км трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

По словам М. Соколова, подход, когда финансирующие организации являются основой для создания специальных проектных компаний – будущих участников концессионных конкурсов, больше характерен для российской практики. В зарубежной практике чаще встречается обратная ситуация, когда лидером консорциума выступает инфраструктурная компания. При реализации транспортных проектов в российских регионах ключевыми игроками выступают банки и финансирующие организации, банк ВТБ при создании мостовых переходов через реки Кама и Буй в Удмуртии, Газпромбанк и ВТБ при реализации проекта «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге.

По мнению Министра, дорожный опыт можно распространять и на другие отрасли транспортной сферы, например, строительство железнодорожных магистралей, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов. Большинство таких проектов сегодня находятся в стадии инициирования и разработки концепции. Механизм концессии можно применить при развитии инфраструктуры аэропортов, но пока концессионных проектов в этом секторе единицы: заключено концессионное соглашение по строительству и реконструкции объектов аэропорта «Орел-Южный», в стадии разработки проект по созданию аэродрома совместного базирования «Кречевицы» в Новгородской области. Широкое обсуждение получил проект развития инфраструктуры московского авиационного узла, для которого выбрана модель развития по концессионному соглашению.

«Вступившие в силу изменения в концессионное законодательство, в первую очередь, распространение платы концедента в отношении всех объектов и расширение гарантий прав концессионеров, а также заключение концессионного соглашения в порядке частной инициативы, могут сделать концессию ключевой моделью государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры региональных аэропортов», -- сказал Министр. На текущей день ключевые преимущества концессии – повышение качества управления объектом инфраструктуры при сохранении права собственности у концедента, а также равномерное распределение рисков и ответственности, позволяющее сделать проект более инвестиционно привлекательным.

Министр отметил, что применение концессионных механизмов может способствовать сокращению бюджетных расходов как на создание взлетно-посадочных полос и объектов аэродромной инфраструктуры, так и на их содержание для поддержания в надлежащем состоянии. Концессионный проект предусматривает возможность установления обоснованного тарифа за пользование объектами государственной инфраструктуры, позволяющего помимо операционных расходов концессионера покрывать часть капитальных затрат, что вместе с установлением платы концедента является ключевой финансовой гарантией инвестора. По словам М. Соколова, при реализации концессионных проектов для развития российских аэропортов существует ряд сложностей, обусловленных, прежде всего, сложившейся имущественной схемой управления. Поэтому аэропортовые концессии, в основном, ориентированы на строительство новых аэропортов.

Министр ответил на вопросы студентов, касающиеся внесения изменений в законодательство в части концессионных соглашений.