Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

ВЕДУЩИЙ: В условиях, когда потускнело политическое обаяние Запада, Восток предлагает нашей стране совместно работать над будущим. Уже завтра в Китае состоится первое заседание рабочей группы по сопряжению "Шелкового пути" с Евразийским экономическим союзом. Владимир Путин в мае этого года говорил о том, как можно реальными инфраструктурным проектами это сотрудничество наполнить и о том, какие барьеры нужно как можно скорее устранять. Министр транспорта Максим Соколов считает, что для России "Шелковый путь" - это прежде всего золотое дно для транспортных перевозок на Дальнем Востоке. О том, когда можно будет на поезде поехать из Москвы в Токио, о трассе "Москва-Казань", о том, какой объем перевозок на себя возьмет вновь отстроенный БАМ и "ТрансСиб", министра спросила Александра Суворова.

КОРР.: Максим Юрьевич, добрый день.

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Добрый день. Здравствуйте, Александра.

КОРР.: В первую очередь, конечно, хочется поговорить про проект "Шелковый путь", проект нашумевший и очень активно сейчас обсуждается. В том числе 8 мая в ходе визита главы КНР Си Цзиньпина в Москву было подписано соглашение о сопряжении двух крупных проектов - это Евразийский экономический союз и экономический пояс "Шелкового пути". Как вы считаете, какие плюсы для нашей страны от сопряжения этих проектов?

Максим СОКОЛОВ: Хочу сразу отметить, что проект сопряжения экономического пояса "Шелкового пути" и пространства ЕврАзЭС - это вопрос даже не двухсторонних или многосторонних отношений с учетом расширившегося Евразийского союза между пространством ЕврАзЭС и Китаем. Этот вопрос широко ставился в повестку дня многих международных форумов: международного транспортного форума и форумов саммитов министров транспорта АТЭС. Поскольку вопрос о снятии барьеров в трансграничных и транзитных перевозках, формировании интермодальных связей, бесшовного транзита - это вопрос уже сегодняшнего времени, и он соответствует духу в взаимодействии, транспортном взаимодействии между всеми государствами. Тем более - между такими соседями, формирующими целое пространство, можно даже сказать, транспортное пространство в Евразии, как Китайской Народной Республикой и ЕврАзЭС. И конечно же, это вопрос снижения и издержек, и увеличения скорости при транспортировке грузов, в конечном счете конкурентных преимуществ участников этого процесса, в первую очередь Российской Федерации, потому что благодаря своему географическому и геополитическому положению наша страна находится в центре связей, формируемых сегодня экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона и традиционно Европейским сообществом.

КОРР.: И получается, что в этом проекте будет транзит проходить грузов из Китая в страны Евросоюза, через Казахстан и Россию. Вот каковы плюсы будут от прохождения транзита именно через нашу территорию?

Максим СОКОЛОВ: Во-первых, это экспорт транспортных услуг, потому что обеспечивая этот транзит, и не только в части прохождения, продвижения грузов, причем, всеми видами транспорта - мы говорим и о железнодорожном транзите, и о транзите по строящимся автомобильным магистралям, и о Северном морском пути, - конечно же, любая страна будет зарабатывать и на дополнительных услугах, которые оказываются при прохождении этого транзита. При этом мы еще и говорим о возможности интермодальной обработки грузов во время прохождения, переключения их на другие виды транспорта, перефасовки, переработке этих грузов в рамках различных транспортно-логистических комплексов.

КОРР.: Вы уже назвали часть проектов, которые могут быть реализованы в рамках экономического пояса "Шелкового пути". Какие сегодня все-таки проекты находятся для реализации в приоритете в нашей стране, чтобы в дальнейшем проект заработал в полную силу?

Максим СОКОЛОВ: Ну я, конечно же, сначала расскажу о глобальных проектах, а потом уже о таких более частных, но тоже очень важных с точки зрения обеспечения этого транзита проектах. Конечно же, каркасом современной транспортной системы России и многих других государств является железная дорога. Поэтому развитие железнодорожных связей, в первую очередь таких как реконструкция БАМа и Транссиба, являются основополагающим в развитии или в обеспечении этих транзитных перевозок. Сегодня мы уже в полной мере идем по этому пути. Вы знаете, что по поручению Президента Российской Федерации были приняты соответствующие решения о финансирования проекта развития БАМа и Транссиба из средств Фонда национального благосостояния. Он первым получил на это средства из федерального бюджета. Помимо этого, в инвестиционной программе РЖД до 2018 года содержится также внушительный объем средств, порядка 300 миллиардов рублей. И сегодня первые проекты в рамках большого проекта по развитию БАМа и Транссиба уже реализованы. Помимо этой части, новый проект, как раз который тоже получил новый импульс во время предыдущей встречи наших лидеров, - это проект развития скоростного пассажирского, или даже высокоскоростного пассажирского коридора. Сегодня мы говорим о точках двух - это Москва, Пекин. А в целом, конечно же, в наиболее продвинутой стадии находится проект в первом участке 770 километров Москва-Казань. Здесь уже вовсю ведется проектирование, идет работа в рамках специально созданной группы между Россией и Китаем на достаточно высоком уровне. И к концу этого года мы выйдем на финансовую модель этого проекта, после чего уже можем подписывать обязывающие соглашения с нашими китайскими партнерами по тем характеристикам проекта, которые будут разработаны к этому времени. Конечно же, мы видим в перспективе и дальнейшее развитие этого коридора вплоть до Пекина, тем более что трасса от Казани до Екатеринбурга уже более-менее просматривается в наших технико-экономических проработках. Но это вопрос скорее следующего десятилетия, поскольку это очень масштабный проект и он требует четкого просчета пассажиропотока на каждом из его участков. Помимо железнодорожной составляющей, как я уже сказал, это Северный морской путь. Сегодня по нему перевозится не так много транзитных грузов, в пределах 1 миллиона тонн. Но этот путь практически на треть ближе или короче, чем путь традиционный, проходящий через такие рискованные сегодня зоны как побережье Африки и лимитирующий участок Суэцкого канала. Поэтому развитие Северного морского пути - это наш приоритет, и сегодня мы в полной мере раскрываем конкурентные преимущества, возможности этого направления транзита через развитие подходов к Мурманскому транспортному узлу, Восточный и Находка в Приморском крае. Ну и, конечно же, обустройство основной трассы Северного морского пути - строительство порта Сабетта на полуострове Ямал и формирование нашего ледокольного флота. Уже строится атомный ледокол, который будет курсировать на Северном морском пути, ну и, соответственно, все необходимые навигационные станции, оборудование по всей трассировке на наших арктических территориях. Теперь об автомобильных дорогах - и заканчиваю с глобальными проектами. Это коридор, который был подписан в прошлом году. Вернее, их было подписано несколько, но два из них проходят по территории нашей страны. Один - это Урумчи-Барнаул, то есть, Западный Китай - Сибирь или Алтай. И второй коридор, более масштабный, длиной почти 9 тысяч километров, это Западный Китай - Европа. Он проходит по территории Китая, начинается от порта Ляньюньган на востоке, приходит в западную точку, в Урумчи и далее через территорию Казахстана выходит на территорию России в районе Оренбурге, Оренбургской области. И почти 2200 километров идет по нашим дорогам. Сегодня каркас этих скоростных трасс уже формируется. Поскольку он приходит в Санкт-Петербург, то здесь речь идет о скоростной трассе Москва - Санкт-Петербург длинй 670 километров, которая должна быть завершена в полном объеме к 2018 году, а первые ее участки были введены уже в прошлом году, в том числе обход Вышнего Волочка, выход из Москвы через аэропорт "Шереметьево". Далее, это Центральная кольцевая автомобильная дорога, еще порядка 330 километров, тоже серьезный объем инвестиций, около 300 миллиардов рублей. И далее вниз, вдоль территории нашего Приволжского федерального округа. Здесь формируются новые проекты государственно-частного партнерства по территории Татарстана, Башкортостана, ну и непосредственно Оренбургской области. Это вот три глобальных проекта, практически по основным видам наземной и водной транспортной инфраструктуры. Теперь, говоря об интермодальности перевозок, возможности обработке грузов по ходу их транзита. Мы ведем активную работу, и уже в этом году был введен первый этап транспортно-логистического комплекса в Челябинской области, Ужноуральске. Первые поезда, контейнерные поезда уже приходят туда для обработки грузов и дальнейшего следования из Западного Китая через территорию Казахстана в Европу. Ну и в этом году мы завершаем строительство речного мультимодального комплекса, который находится на пересечении транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг на территории Татарстана в городе Свияжск, там будет возможность интермодальной обработки грузов практически на все виды транспорта - и железную дорогу, и речной транспорт, и, соответственно, автомобильные перевозки. Вот это если говорить об основных направлениях нашей работы. Ну конечно же, в рамках этой работы очень много отдельных проектов, по которым мы работали с нашими частными инвесторами, и с банками, и с финансовыми институтами. И рассчитываем, что это все даст такой синергетический эффект и дополнительные доходы в бюджет государства для дальнейшего развития.

КОРР.: Ну вы говорите уже про то, откуда берутся средства на реализацию части этих проектов. Большинство из проектов, которые вы обозначили, они только находятся сейчас в разработке. Откуда планируется привлекать средства, и есть ли какие-то уже первые данные, какие могут быть самые главные источники финансирования?

Максим СОКОЛОВ: Ну, ряд проектов находятся уже либо в завершающей стадии, либо уже частично реализованы как проекты дорожного строительства на территории трассы Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, интермодальные комплексы в Челябинске и в Татарстане. Ну а остальные, в том числе дальнейшие участки коридора Западный Китай - Европа, автодорожного коридора, мы рассчитываем на активное участие наших партнеров из Российского фонда прямых инвестиций, а также участие в этих проектах не только российских финансовых институтов, в первую очередь, конечно, ВТБ, ВЭБ, других банков с государственным участием, но и такого института как Евразийский банк. И переговоры с ними уже ведутся. Ну и в том числе будем предлагать эти проекты для финансирования из вновь созданного банковского института в рамках объединения БРИКС и ШОС.

КОРР.: Ну мы с вами уже проговорили про проекты, которые планируется развивать все-таки в первую очередь наземные. Если говорить про Дальний Восток и про развитие там все-таки авиаперевозок, вот сейчас активно идут очень разговоры по поводу модернизации аэропорта в городе Хабаровск. Какие еще аэропорты планируется либо модернизировать, либо, наоборот, создавать с нуля?

Максим СОКОЛОВ: Тем более что несмотря на непростую экономическую ситуацию, все-таки внутренние перевозки у нас стабильно растут и таким образом стабилизируют в целом рынок авиаперевозок в стране. И конечно же, Дальний Восток у нас традиционно находится в приоритетах с точки зрения развития авиаперевозок и по объемам поддержки, субсидирования авиаперевозок, но в том числе и по развитию инфраструктуры. В ближайших планах наших завершение масштабной реконструкции аэропорта в Петропавловске-Камчатском. Говоря о построенных аэропортах, то первым таким вновь построенным с нуля аэропортом за счет бюджетных средств на территории Российской Федерации был введенный в начале этого года в эксплуатацию аэропорт на острове Итуруп на Курильских островах. Совсем недавно завершилась реконструкция другого аэропорта на острове Кунашир, аэропорта Менделеева. Ну и говоря уже о Сахалине, в ближайших планах совместно с правительством Сахалинской области, начало реконструкции аэропорта в Южно-Сахалинске. К саммиту АТЭС в 2012 году был приведен в порядок аэропорт Владивостоке, здесь более-менее все в порядке. Но вот по Хабаровскому аэропорту, где, кстати, уже частично участвуют иностранные инвесторы, в частности, аэропорт Инчхон из Кореи, мы только-только приступаем к реконструкцию или развитию объектов аэродромной инфраструктуры. Ну и соответственно, Хабаровский край планирует проведение в ближайшее время конкурса по созданию нового терминального комплекса, который позволит существенно расширить объем перевозок и превратить этот аэропорт в настоящий хаб на территории нашего Дальнего Востока.

КОРР.: Максим Юрьевич, не могу не затронуть еще также и японскую тему, не только китайскую. Очень много было разговоров, и тоже не первый год уже они ведутся, по поводу железнодорожного сообщения между Россией и Японией. Каковы перспективы?

Максим СОКОЛОВ: Ну, этот вопрос, конечно, далекого будущего. Хотя не столь далекого, потому что строительство мостового перехода на остров Сахалин, железнодорожного мостового перехода через Татарский пролив, это вопрос, проект, который нашел свое отражение в стратегии развития транспортной системы, утвержденной правительством, до 2030 года. И конечно же, экономическая эффективность и целесообразность этого проекта будет во многом зависеть от планов развития дальнейшего железнодорожного, прямого железнодорожного сообщения и, скажем так, подъема грузовой базы, формируемой на японских островах. Вот если это произойдет, и такие переговоры мы вели еще два года назад с моим коллегой, министров транспорта, земель и инфраструктуры Японии, то конечно же, эти планы уже будет не столь далеки.

КОРР.: Максим Юрьевич, большое вам спасибо за интервью.

Максим СОКОЛОВ: Спасибо вам, Александра.

http://www.mintrans.ru