Саморегулируемая организация «ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СИБИРИ»

«Мы объединяем интересы перевозчиков и пассажиров»

Назревшая ситуация и местный Ространснадзор давно пытаются сподвигнуть страховщиков к обмену информации по застрахованным ТС.

Несмотря на то, что Ространснадзор имеет доступ к базе данных НССО, где может в оперативном порядке проверить выполнения обязанности перевозчика по страхованию пассажиров, существует ряд перевозчиков, которые осуществляют перевозки пассажиров на основании договоров субаренды маршрутов, т.е. не имея прямого договора с органами власти на такую деятельность, а осуществляющими ее от имени компаний, заключивших договоры на обслуживание маршрута.

Фактически такие перевозчики регулярно перебегают от одной компании к другой в зависимости от выгодности маршрута или наличия свободных «выходов» на маршрут. Как правило это индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности 1-2 транспортных средства. Привлекающие таких перевозчиков компании обязывают их самостоятельно страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. При этом перевозчик, имеющий страховку на один из маршрутов, считает, что он выполнил свои обязательства и осуществляет перевозки на другом маршруте со страховым полисом, расчитанным под другой маршрут и другое количество пассажиров. В итоге страховая организация, заключившая договор страхования с обслуживающей маршрут компанией, при страховом случае вполне легально отказывает пострадавшим в страховой выплате, поскольку ни сам перевозчик не заключил договор страхования, ни обслуживающая маршрут организация не уведомила страховщика об изменениях в подвижном составе.

Что касается лишения лицензии перевозчиков декларирующих несоответствующие фактической деятельности категории перевозок, то процесс вполне логичный, однако требующий законодательных изменений, поскольку сейчас невыполнение или нарушение требований 67-ФЗ влечет в первоначальных санкциях наложение штрафов, причем не самых высоких, поскольку фактическая обязанность заключить договор страхования выполнена. Если перевозчик систематически будет нарушать требования, в таком случае Ространснадзор имеет право обратиться в суд о лишении лицензии. Однако если перевозчик устранит выявленные нарушения в процессе разбирательства (в т.ч. судебного), то не исключено, что суд откажет в лишении.

Другой момент: занижении страховки для пассажиров в виде применения иного порядка расчета пассажиропотока, установленного для конкретного вида перевозок. Данная ситуация возникла в марте-апреле текущего года, когда заключались первые договоры страхования и существовала определенная неразбериха в применении тарифов и расчете пассажиропотока, т.е. мог быть применен как тариф 0,14 руб. за одного пассажира, так и 0,35 руб. В данной ситуации вся ответственность лежит на страховой компании, которая осуществляет расчет пассажиропотока или применение конкретного пункта постановления №1484 на основании предоставленных перевозчиком документов (речь не идет о целенаправленном заявлении иной категории перевозок). Перевозчик в этом процессе не участвует и каким образом компания произвела расчет может только поинтересоваться в ходе заключения договора. Но после заключения договора, который в он-лайн режиме заносится в базу данных НССО, вся ответственность ложится  на страховую компанию, если только она не докажет, что перевозчик намеренно ввел ее в заблуждение и предоставил недостоверные сведения.